Забытая «Мелодия» Новороссийска и другие знаковые места

Забытая «Мелодия» Новороссийска и другие знаковые места

Эта тема, что называется, «зашла». В соцсетях, где также публикуются наши материалы, люди оставили множество откликов. Говорили, уточняли, спорили, вспоминали. Причем называли уже и исчезнувшие названия.

Вспомнили, например,  магазин «Мелодия» на пр. Дзержинского, потом уточнили, что таких магазинов было два. Одна из «Мелодий» находилась в центре города. Именно она впоследствии переехала на проспект Дзержинского.

«Шайбу! шайбу!» и остальные «развесёлые места»

 «Пусть ещё кто-нибудь  вдогонку про «шайбу» возле «Смены» расскажет», — припомнил один из читателей про забытое многими кафе в центре города. Свое название (неофициальное) «шайба» получила из-за круглой формы.

«Ну, тогда уж давайте вспомним и «целовальник», — предложил еще один наш читатель, имея в виду беседку на аллее на ул. Советов, через дорогу от техникума. – Там теперь какое-то кафе (в том месте их много было, со счету сбился, не говоря об их названиях). Знающие люди помнят это развесёлое место!»

Старожилы упомянули магазин «Подарки» на улице Советов, который находился под аркой. Сейчас это район булочной и библиотеки, кафе «Сектор газа» недалеко от «Смены», кафе «Альберто», магазин «Москва» на пр. Дзержинского, универмаг «Новороссийск» на пр. Ленина, и много-много других дорогих их сердцу мест, с которыми связаны приятные воспоминания.

Также решили уточнить, какой из новороссийских «бугров» имеет порядковый номер «один», а какой – «два» и «три».

Кстати, о «Смене». 

«Название сохранилось ещё и потому, что новый торговый центр, расположенный на месте бывшего книжного рынка  именуется так же», — уточнила одна из читательниц.  Заодно вспомнили и книжный рынок, и чудесные розарии, которыми город славился в 70-е и 80-е годы, и «Комсомольский магазин», он был на улице Мира (сейчас там «Магнит»), и кафе «Сказка», которое располагалось напротив.

Внесли уточнение и насчет «птички»: задолго до фигурки петуха на улице Героев Десантников  был магазин-кафе «Птичье молоко». Так что название гораздо раньше пришло, еще в 80-е годы.

Был ещё такой кинотеатр «Возрождение» (на ул. Видова, выше «Бригантины»), а также — «клетка» в Ленинском парке, где проходили дискотеки. Дом офицеров местные жители называли «Домик», сейчас это тоже полузабытое название.

«Поле чудес» не обошлось без «буратин»

Постоянный читатель «НР» Алексей Иванов написал в редакцию уточнение по поводу названия «Поле чудес», ныне это район Южного рынка.

«Свое название рынок получил в наследство от бывшей свалки строительного мусора, что находилась на том месте, где теперь рынок. Это была территория из куч старого бетона, битого кирпича. И вот, когда прошла антиалкогольная компания Горбачёва и наступил рынок, между этими кучами стали появляться бочки с пивом и вином на розлив. Там торговали разными винами, начиная от сухого местных заводов Мысхако, Раевской и Натухаевской и заканчивая крепленными «Анапой» и «Кавказом» новороссийского  и анапских винных заводов. И вот это были, действительно, чудеса. Пей — не хочу, а лежачих «буратин»  вверх ногами на кучах тоже было достаточно. И это место назвали «Поле чудес» именно поэтому.

           «Взлетка» стала многоэтажной

Район «взлетки» — место нынче оживленное, если не сказать густонаселенное. Конечная маршруток, спорткомплекс, жилые дома, активное автомобильное движение. Окрестные жители в основном знают о том, что здесь когда-то был новороссийский аэропорт. И не более того…

С Александром Егоровичем Мамоновым, директором аэропорта в годы его расцвета я познакомилась, когда он уже сильно болел. Но несмотря на неважное самочувствие, он с горящими глазами рассказывал мне о том, что происходило на «взлетке».

Мамонов руководил предприятием  с 1969 по 1983 годы (закрылся аэропорт в 1986 году). Кстати, версий о причинах ликвидации новороссийского аэродрома было несколько. Одна из них: его изначально не там построили, не учли наших ветровых нагрузок – погода здесь много дней в году была нелетная. Еще одна версия – легендарный главный архитектор Новороссийска Герген Наджарян спланировал развитие города именно в эту сторону. Аэропорт закрыли сразу после утверждения генплана. Третья версия – получили мощное развитие аэропорты курортных Геленджика и Анапы, и наш стал не так актуален.

Больше всего упоминаний нашего аэропорта встречается в связи с двумя событиями: здесь снимали эпизод фильма «Противостояние» (6 серия, с 34-й минуты идет захват сотрудниками КГБ фашистского преступника) и прилетом сюда в 1974 году Генсека ЦК КПСС Леонида Ильича Брежнева. Когда вертолет с Брежневым был уже на подлете, вспоминал Александр Егорович, на небе появилась туча. Особисты всполошились – почему, мол, не задержали рейс. Но было уже поздно. Вертолёт начал приземление. Как только высокий гость приземлился на новороссийской земле, пошел дождь, над головой Леонида Ильича раскрыли зонтик. Леонида Ильича встречала толпа горожан. Он пожимал руки женщинам, брал на руки детей. Потом  Генсек сел в машину и отправился в «Бригантину».

А в 1986 году здесь встречали правительственную комиссию, которая прибыла в город после катастрофы с «Адмиралом Нахимовым».

Трагических событий, связанных с самим аэропортом, рассказал Александр Егорович, были единицы. В начале 1980-х в районе Геленджика разбился самолет рейса Новороссийск-Сухуми, из-за ветра его снесло в сторону и он зацепился за вершину горы.

В 1972 году самолет, который вылетел из Новороссийска, был угнан в Турцию. Трое неизвестных стреляли в бортмеханика, ранили его перочинным ножом, пострадал один из пассажиров. Под угрозой взрыва командир полетел в Турцию. Было большое расследование, ведь в Новороссийском аэропорту злоумышленники проходили через металлоискатель, но ничего запретного обнаружено не было. Пассажиров самолета вернули на родину через два дня.

В среднем наш аэропорт принимал по 2-3 рейса в день. Учитывая, что Ан брал на борт 55 человек, а ЯК – около 40, пропускная способность в последние годы была человек 100 в день. Билет до Краснодара стоил 5 рублей, до Москвы – 30. Самый популярный рейс был до Одессы, билет на него стоил 19 рублей.

 Встречаемся у «якорей»

 Еще одно знаковое место для новороссийцев — площадка «у якорей» на набережной. Для коренных горожан – это не просто красивое место в прогулочной зоне. Это «конечная остановка» катерной переправы —  суперпопулярного и доступного исключения транспорта, некогда визитная карточка Новороссийска.

Много лет, по-моему, до конца 90-х, несколько линий катерной переправы обслуживали суда портофлота. От «якорей» они работали на нескольких линиях: город – порт (цена билета – 3 копейки), город – коса, Новороссийск – Кабардинка, Новороссийск – Геленджик, Новороссийск – Утришский дельфинарий. Были еще часовые прогулки по бухте.

Помните, разносился по набережной призывный голос из динамика с катера, пришвартованного у причала переправы: «Алексей Морозов» отходит на косу! «Алексей Морозов» – на косу!»

Долгое время катера носили порядковые номера и все назывались «Радугами» — «Радуга-6», «Радуга-12». Позже их стали именовать в честь знаменитых портовиков, капитанов. Алексей Морозов был начальником портофлота новороссийского морского торгового порта.

Переправой пользовались очень активно. На катере, который идет в порт, портовики, как на вахтовом автобусе, добирались на работу. Швартовался катер у маленького причальчика через дорогу от главного тогда здания порта, где стоит памятник Ленину.

Самый востребованный в сезон был рейс «город-коса». На этот рейс катер набивался очень плотно, люди даже стояли в проходах. Многим тогда даже и в голову бы не пришло ехать на косу в душном автобусе, когда есть катер, на котором минут, по-моему, за 30, можно с ветерком по красивейшей бухте добраться до чистого пляжа. Причальчик находился почти на самом «углу» косы. Позже его разметало штормом, и восстанавливать причал уже не стали.

Проблемы у катеров портофлота начались с перестройкой. Катера, которые особой прибыли предприятию никогда не делали, вынуждены были приносить прибыль. Как мне рассказывал знаменитый капитан Станислав Кузьмич Шатравка, с внедрением так называемого хозрасчета у катерников рейсы четко разделились на выгодные и невыгодные. Одно дело — работать на переправе, где швартовки через 15 минут, и совсем другое — рейс в дельфинарий. В первом случае будешь целый день мотаться, во втором и двух рейсов в день для плана хватит. Как обеспечить финансовый план? А зимой, когда пассажиров раз-два и обчелся, и за весь день можно заработать всего 35 копеек?

Коллектив думал над тем, как заработать. К примеру, очень активно обсуждался проект об открытии новых линий. Хотели, скажем, организовать стоянку у кинотеатра «Нептун». Но… не случилось. А позже и регулярные рейсы прекратились. Хотя еще и сегодня у «якорей» в сезон стоит прогулочный катер. Многие из нас на нем катались? Сколько стоит билет, не подскажете?

Елена Калашникова, Виктория Николаенко.

Уважаемые читатели! Тему старых названий Новороссийска можно и нужно продолжать. Мы ждем ваших откликов. Пишите нам на электронную почту: Vnicolaenko@mail.ru и el-kalash-13@mail.ru. Звоните по тел. 61-41-05.

Источник: novorab.ru

Оцените статью