Новые схемы мошенников. Как себя обезопасить?

Новые схемы мошенников. Как себя обезопасить?

Теперь на удочку мошенников могут попасть неопытные пользователи сервисов доставки вещей и продуктов, посетители сайтов-подделок, которые имитируют различные государственные услуги. Спектр обмана крайне широк. Попробуем раскрыть лишь некоторые, наиболее часто встречающиеся в этом году схемы мошенников.

Мошенники рассылают электронные письма о выплатах или льготах

Пришло «официальное» уведомление с текстом: «Вам полагается выплата от государства»?  Это уже некоторый повод насторожиться. Наиболее часто мошенники рассылают поддельные письма якобы от портала госуслуг с просьбой предоставить личные данные: номера карт и защитные банковские коды, реже просят паспортные данные для дальнейшего «оформления выплат». В этой схеме основная цель злоумышленника состоит в получении личных данных, которые так или иначе используются в банковских операциях. Обычно письма с обещаниями выплат и льгот содержат ссылку, которая ведёт на поддельный и опасный сайт. Такие псевдопорталы автоматически собирают массу личных данных.

Ключевой момент этой обманной схемы в том, что далеко не все могут отличить поддельное письмо от настоящего в электронной почте. Это происходит из-за обычной невнимательности  и спешки либо чрезмерного доверия к почтовым рассылкам любого рода. Как проверить письмо с таким заманчивым предложением?

Что делать нам?

Во-первых, ни в коем случае не кликать и не нажимать на ссылки, которые есть в письме (мошенники, как правило, оставляют в тексте несколько ссылок, иногда замаскированных под обычный текст, выделенный ярким цветом).

Во-вторых, после ознакомления с текстом подозрительного письма нужно закрыть его и с другого устройства (компьютера или смартфона) зайти в личный кабинет того сервиса, от которого якобы пришло предложение. Это существенно снизит риски попасться на удочку мошенников, так как личные пароли и СМС-коды будет знать только пользователь. Уже в личном кабинете можно убедиться, есть ли какие-либо предложения от сервисов.

Отметим, что порталы государственных услуг (Налоговая, Пенсионный фонд, «Госуслуги») не рассылают письма с заманчивыми предложениями. Например, «Госуслуги» работают в заявительном порядке: инициатива о выплатах или льготах исходит от пользователя, который подаёт заявку и точно знает детали той или иной госуслуги. Иными словами, если вы не обращались за оказанием помощи, то с большой долей вероятности на вас обратили внимание мошенники.

Мошенники предлагают трудоустройство без навыков и опыта

Совершенно новая схема обмана. Мошенники выставляют объявление о вакансиях на популярных сайтах по поиску работы. При этом объявление составлено максимально грамотно и привлекательно. Высокие зарплаты, низкая нагрузка, и совсем не нужен опыт или профессиональные навыки, дистанционная работа.

Если соискатель вступит в переписку или диалог с мнимыми работодателями, то ему предложат пройти анкетирование и собеседование, в ходе которых мошенники втираются в доверие и узнают личные данные (например, паспортные данные под предлогом проверки, номера банковских счетов), просят перевести некие суммы за «предварительные курсы», «взносы» или «залоги за бронирование вакансии». Также в процессе фиктивного оформления будущий «работник» должен открыть новый счет в банке, подключить дистанционное банковское обслуживание или передать учётные данные мошеннику для «перевода ему заработной платы». В некоторых случаях на имя жертвы могут взять кредит, который зло-умышленники присваивают себе.

Что делать нам?

В таких случаях нужно совершенно точно понимать две вещи: по закону работодатель не может требовать никаких денег как в процессе трудоустройства, так и позже. Кроме того, личные данные могут собирать уже в процессе приёма на работу только кадровые сотрудники, которые несут ответственность за любые утечки. Если на этапе телефонных переговоров или переписки с будущим работодателем возникли предложения о передаче денег, номеров счетов или паспортных данных – это повод насторожиться. В ответ соискатель вправе попросить предоставить регистрационные данные о будущем месте работы. Например, из налоговой инспекции. Как правило, при таких запросах диалог с мошенниками заканчивается. 

Мошенники предлагают пиццу за 87 тысяч рублей

Особо активная категория мошенников поселилась в сфере обслуживания. Свою роль сыграли пандемия и изоляция. Многие крупные и средние торговые сети стали совершенствовать службы доставки, расширяя ассортимент товаров и услуг. Разумеется, всё общение с клиентами старались перевести в Интернет, чтобы минимизировать риски распространения коронавируса. И тут, как грибы после дождя, появились сайты-подделки, крайне похожие на оригинальные сервисы (например, «Авито» или «Яндекс.Доставка»). Покупателей заманивают на подставной сайт и похищают деньги. Крупные банки в месяц фиксируют по 400-600 попыток подобного мошенничества. В среднем обманутые клиенты переводят злоумышленникам не менее семи тысяч рублей за один раз.

Как сообщает «Российская Газета», первое массовое использование в России схемы «Мамонт» («мамонтом» на сленге мошенников называют жертву) специалисты зафиксировали ещё летом 2019 года после ряда обращений обманутых пользователей. Однако пик мошеннической активности пришёлся на весну 2020 года в связи с пандемией, переходом на удалёнку и увеличением спроса (в среднем на 30-40%) на онлайн-покупки и, соответственно, услуги курьерской доставки.

Например, в мае этого года жительница Краснодара заказала пиццу через Интернет и лишилась почти 90 тыс. рублей. Как сообщили в пресс-службе УМВД России по Краснодару, в полицию обратилась 46-летняя местная жительница. Она рассказала, что решила заказать пиццу через Интернет, после чего для проведения оплаты указала на сайте данные своей банковской карты, в том числе защитный код. В итоге у женщины было незаконно списано более 87 тыс. рублей.

Правоохранители установили, что интернет-ресурс является сайтом-дублёром, внешне схожим с официальным порталом одной из популярных российских сетей ресторанов быстрого питания. В настоящее время решается вопрос о возбуждении уголовного дела по статье о мошенничестве. Устанавливаются личности подозреваемых.

Как же работает эта схема? На сайте объявлений выставляется товар по очень низкой цене. Продавец предлагает покупателю доставку и присылает ссылку на фейковый сайт сервиса доставки. Соблазнившийся покупатель попадает на платёжную форму, которая очень похожа на настоящую. Как правило, там будет расположен запрос на данные банковской карты, которые перехватывает похититель и присылает покупателю СМС-код. Владелец карты вводит его на странице подтверждения платежа, и деньги уходят на карту мошенника.

Что делать нам?

Защититься от такого рода обмана довольно сложно, если не знать дизайна сайтов. Общие рекомендации таковы: не доверяйте ссылкам от незнакомцев, особенно когда дело касается финансов. Используйте сервис доставки, который проверен временем и имеет надёжную репутацию. Обращайте внимание на адресную строку при входе на какой-либо сайт. Как правило, имена сайтов-ловушек очень похожи на настоящие и могут отличаться всего одной буквой. Кроме того, защищённый сайт имеет специальный сертификат и специальный знак проверки (замок или щит). 

Мошенники представляются полицией

Также мошенники активно используют авторитет правоохранительных органов, представляясь сотрудниками полиции и других силовых ведомств.

Совсем недавно в Москве телефонные обманщики обвели вокруг пальца Веру Орлову, кандидата технических наук, автора изобретений, члена-корреспондента Российской академии естественных наук (РАЕН), профессора института повышения квалификации руководителей строительной отрасли.

Пожилому профессору позвонил якобы сотрудник правоохранительных органов и сообщил, что с её счетов могут украсть все накопленные на «чёрный» день деньги. Женщина, поверив мошеннику, в несколько траншей перевела десять миллионов рублей на «безопасные счета».

Что делать нам?

Похвально учить других уму-разуму. Но и на чужих ошибках невредно учиться.

Мошенники предпочитают пожилых

Летом 2020 года спецслужбы заблокировали 280 фейковых ресурсов, эксплуатировавших тему курьерской доставки товаров. К декабрю их количество выросло в 10 раз – до трёх тысяч сайтов. Злоумышленники принялись искать новые ниши, как, например, случилось с появлением псевдосайтов аренды жилья, и букмекерские конторы.

Как видим, российская зона Интернета в очередной раз становится тестовой площадкой, позволяя злоумышленникам масштабировать преступный бизнес на международную арену. Разумеется, в нашем кратком обзоре мы перечислили не все виды мошеннических схем, коих насчитывается уже десятки, если не сотни. Продолжаются оформления кредитов по утёкшим паспортным данным, злоумышленники звонят своим жертвам, представляясь сотрудниками банков, создаются фальшивые кол-центры по оказанию риелторских и юридических услуг.  

Так, например, в последний день мая сотрудники полиции разоблачили криминальную схему, по которой обманывали пожилых людей. Трое местных жителей создали кол-центр в Саратове и ещё арендовали помещения в нескольких российских регионах. Мошенники звонили пожилым людям и обещали им увеличить размер их пенсий. Пенсионеров приглашали в офисы, где уговаривали оформить кредиты для оплаты этих услуг. Аферистам удалось обмануть более пятидесяти человек на сумму свыше 1,5 миллиона рублей. Возбуждено от двадцати уголовных дел.

Что делать нам?

Всему этому разгулу обмана можно противопоставить бдительность при совершении покупок и сделок, оформлении заказов и услуг. Если есть хоть малейшее подозрение на обман или непрозрачные действия со стороны продавца, исполнителя услуги или потенциального работодателя, то лучше сделать паузу и изучить все детали. Не будет лишним поделиться своими сомнениями с окружающими, которые, возможно, смогут выявить обман.

5 простых правил безопасности:

Не переходите по ссылкам в сомнительных письмах и СМС.

Никому не сообщайте трёхзначный код на обороте банковской карты.

Проверяйте личные кабинеты в доверенных сервисах («Сбербанк-онлайн», «Госуслуги», Налоговая инспекция).

Пользуйтесь сайтами с надёжной репутацией (со значком замка).

В случае подозрительных действий звоните в службу поддержки банков или сервисов.

Источник: газета «Горячий Ключ».

Источник: novorab.ru

Оцените статью