Наставник трудных подростков из Абрау-Дюрсо рассказала, как надо говорить с детьми

Наставник трудных подростков из Абрау-Дюрсо рассказала, как надо говорить с детьми

Как помочь увидеть радостное будущее в непростом настоящем, как «заразить» целеустремлённостью и волей к победе, увлечь и создать условия для саморазвития – вот лишь часть задач, которые приходится решать наставнику в работе со своими подопечными каждый день

Наставник трудных подростков из Абрау-Дюрсо рассказала, как надо говорить с детьмифото Анатолия Позднякова

Наставничество – это серьёзно

  –  Анна Евгеньевна в работе с детьми вышла на тот уровень взаимоотношений, который позволяет ей и детям двигаться вперёд, занимаясь творчеством. Она стала наставницей многим подросткам Абрау-Дюрсо, Больших Хуторов. Тем ребятам, которым больше всего нужна её активность, её сила воли и целеустремлённость. Кстати, она мама двоих детей, и они тоже много успевают – и в спорте, и в творчестве. Точно так, как к своим детям, она относится и к тем, кто попадает в поле её деятельности, – говорит руководитель «Центра творчества и ремёсел» Наталья Александровна Власова.

Недавно стало известно, что труд Анны Ильиной заметили и на краевом уровне – она победила в конкурсе наставников детей из проблемных семей Кубани.

ПРО СЕБЯ Анна говорит, что всегда была легка на подъём. В «Центр творчества и ремёсел» сперва начала водить на занятия сына, а потом и дочку. Там было шумно, весело, интересно. Времени в клубе Анна проводила всё больше, и в конце концов она решилась – попросилась на работу. Её приняли культорганизатором в отделение праздников (название-то какое!), ведущей всех основных праздничных мероприятий, которые проходили в Абрау-Дюрсо, а также она стала наставником трудных подростков и неблагополучных семей. В начале года Анна Ильина победила в краевом конкурсе по наставничеству.

– Когда ты становишься наставником ребёнку, то обязуешься сделать всё, чтобы он выбрался из той, порой тупиковой, ситуации, в которую он попал из-за собственной неопытности или из-за неблагоприятного стечения жизненных обстоятельств, – объясняет она свою нелёгкую задачу простыми словами. – С кем-то мы быстро проходим этот путь, а с кем-то это работа на годы.

На мой взгляд, обязанности у неё прямо противоположные, и совмещать их непросто. С одной стороны – репетиции, музыка, блеск нарядных костюмов, концерты и праздники. С другой – проблемы детей и их семей, часто боль и отчаяние, ситуации, в которых не до веселья.

Оступившимися подростками, ребятами, склонными к суициду, детьми, родители которых пьют или просто махнули рукой и на свою жизнь, и на жизнь самых близких людей, по долгу службы занимаются и комиссии по делам несовершеннолетних, и школа, и представители сельской власти. У наставника в этой серьёзной системе своя, очень важная, роль. Перед ним стоит задача увлечь ребёнка новым, полезным делом, оторвать его от неправильного окружения, занять. В распоряжении Анны всё разнообразие занятий, которые предлагает Центр, или «ЦТР», клуб Больших Хуторов – от тенниса и мультиков до танцев и рисования. (Кружков и объединений в арсенале ЦТР около 50.) Обязательны к просмотру ролики о том, к чему приводят безобидные, на первый взгляд, вредные привычки или поступки ради хайпа. И, конечно, разговоры по душам, хоть и называются они по старинке профилактическими беседами.

Как заменить миелофон

– С детьми надо говорить. Обо всем. Миелофона (фантастического прибора  для чтения мыслей из культового советского фильма «Гостья из будущего») у нас нет, и ты не узнаешь, что у человека в голове, если он тебе не откроется. Но разговаривать нужно чутко, не с позиции «ты обязан», в этом случае сразу возникает отрицание, подросток выставит колючки, и никакого контакта уже не будет. Я своим подопечным всегда говорю, что жизнь непредсказуема, ты даже не можешь представить, что случится завтра. Может быть, чудо! Если тебя обидели здесь и сейчас, ищи другое окружение, других людей, они обязательно есть, просто пока ещё не встретились. На неудаче жизнь не заканчивается. Давай обсудим все варианты – да, бывает, что мечта сломалась, ну, так сложились обстоятельства. Значит, нужно искать себя в другом, но обязательно идти дальше!

– Детям нужно объяснять последствия их поступков, – точно знает Анна. – Они пока не всегда способны сами видеть на несколько шагов вперёд, не понимают, что опрометчивые действия могут негативно отразиться не только на их судьбе, но даже и на судьбе их будущих детей!

Анна признаётся, что понять переживания ребят, найти нужные слова ей помогает собственный непростой опыт взросления. Когда сам прошёл через нелёгкие испытания и смог победить обстоятельства, твои советы дорогого стоят и ценны в иной мере.

– Конечно, очень многое зависит от родителей, – продолжает она. –  В сёлах есть семьи, в которых детям, мягко сказать, некомфортно. День изо дня они наблюдают опустившихся маму с папой, у которых бесполезно просить не только красивые вещи и развлечения, но и порой тарелку горячего супа. Но бывает, что несмотря на обстоятельства даже у таких родителей ребёнок – золото. И в школе хорошо учится, и в кружках занимается, хотя весь дом, хозяйство и младшие – на этих хрупких плечиках.

– С детьми  обязательно надо говорить, слушать и слышать, – в который раз повторяет Анна Ильина и приводит примеры из собственной жизни и жизни своих подопечных, – но не устраивать допрос, а по-дружески. Ребёнок должен иметь своё мнение, уметь сказать «нет», у него обязательно должен быть стержень, а помочь ему преодолеть себя или обстоятельства – это и есть наша задача, задача наставника.

Первые занятия в новом творческом пространстве уже идут. Каждое воскресенье в клубе ждут всех, кто хочет провести свободное время интересно и с пользой (0+).

Источник: novorab.ru

Оцените статью