65 лет со дня основания акционерного общества «Новорослесэкспорт»

65 лет со дня основания акционерного общества «Новорослесэкспорт»

Группа НМТП (LSE: NCSP, MOEX: NMTP) сообщает, что в Новороссийске прошли торжественные мероприятия в честь 65-летия акционерного общества «Новорослесэкспорт» (АО «НЛЭ», входит в Группу НМТП).

В торжественной обстановке за добросовестный труд, профессиональное мастерство, большой личный вклад в развитие Общества и в связи с празднованием 65-летней годовщины со дня основания акционерного общества «Новорослесэкспорт» благодарностями и памятными подарками от генерального директора отмечены сорок работников АО «НЛЭ».

Все мероприятия проходили с учетом необходимых требований по нераспространению коронавирусной инфекции и с соблюдением санитарных норм.

Акционерное общество «Новорослесэкспорт» (АО «НЛЭ») – крупный универсальный порт, перегрузочные мощности которого условно разделены на два специализированных терминала: контейнерный и лесной терминал.

Расположен на северо-восточном побережье Чёрного моря, на территории г. Новороссийска – крупнейшего торгового порта на юге России.

АО «НЛЭ» круглый год проводит обработку флота, в том числе судов-контейнеровозов класса PANAMAX. Располагает значительными площадями для временного хранения грузов, причалами, подъездными путями, развитой технической базой и опытным персоналом. Это позволяет в короткие сроки обрабатывать поступающие грузовые потоки и проводить отгрузку различных видов товаров по всему миру. Главные направления деятельности предприятия – перевалка контейнеров и генеральных грузов.

Группа компаний ПАО «НМТП» является крупнейшим российским портовым оператором по объему грузооборота. Контролирующим акционером ПАО «НМТП» (62%) является ПАО «Транснефть».

Акции ПАО «НМТП» котируются на Московской фондовой бирже (тикер NMTP), также на Лондонской фондовой бирже в форме глобальных депозитарных расписок (тикер NCSP).  Группа НМТП объединяет компании ПАО «НМТП», ООО «ПТП», АО «НСРЗ», АО «Флот НМТП», АО «НЛЭ», ООО «ИПП», ООО «Балтийская Стивидорная Компания» и ООО «СФП». На паритетных началах ПАО «НМТП» и ПАО «Транснефть» владеют ООО «НМТ».

ИСТОРИЯ Акционерное общество «Новорослесэкспорт»

– Точкой отсчёта Лесного порта можно считать момент, когда в принципе начался экспорт русского леса, когда на Черноморском побережье Кавказа закрепилась Российская Империя и здесь был построен порт Новороссийск. Через него в дореволюционной России шла в том числе торговля лесными товарами; это был разный экспорт: от кизиловых палок для зонтиков и телеграфных столбов до египетских балок.

– После Октябрьской революции 1917 года лесной экспорт становится одной из главных статей получения валюты, потребность в которой испытывала молодая советская страна. В 1926 году было создано акционерное общество «Экспортлес», которое увеличило объёмы экспорта лесотоваров не только по кубатуре – в 4,5 раза, но и по стоимости – в 7 раз! Через порт Новороссийск в этот период отгружались: дубовая клёпка для стран Ближнего Востока, фанера ольховая и сосновая из Белоруссии, пиломатериалы.

– После отмены НЭПА вместо акционерного общества в 1930 году учреждается монопольное Всесоюзное объединение «Экспортлес». В Новороссийском порту организуется отдельный участок – с причалами и лесобиржами, который назывался Новороссийская портовая контора Всесоюзного объединения «Экспортлес», а место его расположения – «Лесная гавань». Близость к лесопильным предприятиям Сталинградской группы заводов, а также способность порта Новороссийск принимать практически круглогодично большие суда ставят порт Новороссийск на ведущее место в лесном экспорте среди портов на Чёрном море. Лесоэкспортные операции начиная с 1934 г. и до 1937 г. через порты Черноморья – Туапсе, Батуми, Сухуми, Херсон, Одесса – прекращаются и сосредотачиваются в порту Новороссийск.

– Осуществляется перестройка производственных мощностей, строятся подъездные пути, лесные склады и навесы, приобретаются автотранспорт, погрузочные механизмы. Но большая часть работ ведётся вручную, с применением приспособлений типа «канифас» и плечевых подушек, погрузка лебёдками путём подъёма части пакета на судно, и там вручную укладка доска к доске, поэтому простои судов были обычным делом. Грузчики большую часть времени занимались укладкой досок в четырехугольные, иногда шестиугольные штабеля. Доски в основном были четырехметровые. Их паковали в пучки, увязанные шпагатом или проволокой. Пиломатериалы черноморской сортировки экспортировались в Италию, Турцию, Грецию, Иран, Ирак, Алжир, Тунис.

– Но, несмотря на сложности в работе, портовики трудились с вдохновением и задором, увеличивали производительность труда, развивали стахановское движение. Лучшие работники награждались, направлялись в Ленинград и Архангельск для обмена опытом. Комсомольцы уезжали по направлениям на учёбу в ленинградский лесной техникум. Однако в связи с обострением международной обстановки накануне Второй мировой войны, экспорт лесотоваров начал снижаться, и в сороковом году «Новороссийская портовая контора В/О «Экспортлес» была ликвидирована.

– Возобновились работы с лесными товарами в последний год Великой Отечественной войны, когда была организована Новороссийская лесоперевалочная база «Главснаблес». Уже 31 января 1945 г. образованное предприятие начинает организационные работы по подготовке к приёму пиломатериалов твердых пород, поступающих из Румынии в порядке репарации на восстановление народного хозяйства СССР. В 1946-ом лесобаза насчитывала в своих рядах всего 45 работников. С осени 1948-го предприятие стало называться «Новороссийская железнодорожная лесобаза».

– Тем временем потребность в валюте диктовала необходимость увеличения лесного экспорта. 14 июня 1956 г. постановлением Совета Министров СССР Новороссийская лесоперевалочная база преобразовывается в Новороссийский лесной порт с объёмом отгрузки лесоматериалов 300 тыс. куб. м и становится специализированным морским портом. К 1957 г. общая площадь Новороссийского лесного порта составляла более 28 га.

– С 1956 г. каждую пятилетку объёмы перевалки грузов на экспорт через Новороссийский лесной порт удваивались. Объёмы экспорта лесотоваров стремительно растут, увеличившись к 1960 г. в 6 раз. Растёт численность работников порта. За 4 года она увеличилась вдвое и составляла почти 900 человек. Всем специалистам, имеющим среднетехническое образование, стали производить 20% надбавку к зарплате.

– Однако темпы погрузки на суда оставались низкими из-за отсутствия приспособленных судов для отгрузки пакетами и отсутствия портальных кранов для наращивания объёмов, поэтому в ходу были судовые лебедки и погрузка россыпью. Осуществлялась отгрузка в страны Средиземноморского бассейна и Ближнего Востока. Основными покупателями являлись частные фирмы 15 стран: Италии, Греции, Ливана, Египта, Алжира, Туниса, Марокко, Сирии, Ливии, Югославии, Ирака, Иордании, Кувейта, Йемена, Шри-Ланки.

– По почину вышневолоцкой прядильщицы Валентины Гагановой в 1959 г. была создана бригада из отстающих работников. Бригаду в Новороссийском лесном порту возглавил Илья Задорожний – будущий начальник порта. Уже через несколько дней сказались результаты умелой организации труда. Бригада успешно справлялась с заданиями на различных участках работы.

– В 1967 г. вышло ещё одно Постановление СМ СССР, в соответствии с которым в лесном порту проводятся мероприятия по улучшению качества продукции, поставляемой на экспорт: строятся пакетоформировочные машины, создаются сушильные мощности, совершенствуются технологии выполняемых работ по сушке и пакетированию пиломатериалов, возрастает доля пакетной погрузки.

– С 1963 г. работа с поставщиками усиливается с целью увеличения объёмов отгрузки за границу.

– Однако в 70-е годы темпы прироста объёмов экспорта резко снизились, а к началу 80-х общий объём начал сокращаться даже по сравнению с 60-ми годами. Важнейшей задачей стало пакетирование пиломатериалов. За счёт организации в порту слаженной работы по подготовке пакетов и их маркировке удалось достичь высоких результатов, обеспечивавших предприятию стабильную прибыль. К середине 80-х – 96% пиломатериалов отправлялось из Новороссийска в пакетах.

– В 1976 г. был установлен рекорд по объёму погрузки на суда – за сутки 6 842 куб. м.

– С 1976 по 1981 г. и с 1984 г. лесным портом руководил Геннадий Елизарович Ерёмин, ныне почётный гражданин Новороссийска. Высочайший профессионал своего дела он поднял механизацию труда на серьезный уровень за счёт внедрения больших лесовозных машин и нового импортного комплекса, который создал предприятию высокий имидж на всём южном лесном рынке.

– Социальные условия тружеников лесного порта улучшались за счёт строительства жилья. За период с 1965 г. по 1981 г. работники лесного порта получили 250 квартир. Коллектив лесного порта участвовал в восстановлении города после войны и делал немало для благоустройства Новороссийска. В 1968 г. порт принял на баланс стадион «Труд», вложив в его реконструкцию около 900 тыс. руб. из собственных средств. Спортивный коллектив предприятия неоднократно выходил победителем отраслевых спартакиад по баскетболу, стрельбе, шахматам. Высшим достижением спортивного коллектива порта было завоевание в 1968 г. командой футболистов Кубка Краснодарского края, а в 1969 г. футбольная команда стала чемпионом края.

– 7 сентября 1974 г. на стадионе лесного порта «Труд» Л. И. Брежнев вручил Новороссийску награды – орден Ленина и медаль «Золотая Звезда» в присутствии тысяч горожан и гостей города.

– В период перестройки многие предприятия страны не выдержали конкуренции и прекратили свое существование. Но порт продолжал работать и оставался прибыльным, во многом благодаря сформировавшемуся сплочённому коллективу, трудолюбию людей.

– С 1986 года экспортные операции порта начали сокращаться, в связи с уменьшением внешнеторгового оборота страны. Предприятия-поставщики самостоятельно стали выходить на внешний рынок, тогда же было проведено последнее лесоэкспортное совещание.

– В 1992-ом Новороссийский лесной порт был преобразован в открытое акционерное общество «Новорослесэкспорт».

– В начале 90-х гг. наступило оживление экспортных операций с лесными грузами, чему способствовал переход от централизованной плановой экономики к рыночным отношениям хозяйствующих субъектов.

– 8 августа 2002 года на порт и город обрушилась природная стихия – крупнейшее за всю историю наводнение. Новорослесэкспорт пострадал сильнее других. В районе лесного порта уровень воды превышал 2 метра! Бушующий поток, словно спичечные коробки смывал в море пакеты с лесоматериалами. Порт понес колоссальные убытки. На ликвидацию последствий стихии ушло немало времени и сил.

– В начале двухтысячных экономика страны находится в сложном положении и в значительной степени держится на таких предприятиях как Новорослесэкспорт. Морская отрасль только выиграла от роста иностранной валюты. На рынке стивидорных услуг – самый быстрорастущий сектор бизнеса – перевалка контейнеров: 20 процентов роста в год. Новороссийск не мог оставаться в стороне от этих тенденций.

– В 2004 году порт приступил к масштабной реконструкции контейнерного и лесного терминалов. Инвестиционные программы ставили задачи увеличения пропускной способности контейнерного терминала с 60 до 350 тысяч ТEU в год и роста экспорта российского леса до 3 миллионов кубометров ежегодно.

– Серьёзным прорывом стало строительство новой железнодорожной ветки. Долгие годы выгруженные вагоны приходилось убирать с единственного пути и подавать новую партию. Второй ж/д путь позволил осуществлять эти работы практически в непрерывном цикле. Предприятие решительно встало на рельсы технологического обновления и расширения своих возможностей.

– В 2006 году ОАО «Новорослесэкспорт» входит в состав Группы компаний НМТП. С 2006 по 2008 годы проводится масштабная реконструкция предприятия, которая позволяет превратить лесной порт в современную компанию: расширение площади контейнерного терминала, реконструкция причалов, приобретение специализированного перегрузочного оборудования.

– В 2007 году Новорослесэкспорт отправляет первый скоростной контейнерный поезд в рамках совместного договора с предприятием «Трансконтейнер». По-настоящему историческим для предприятия стал момент подписания первого в России контракта с китайской компанией ZPMC, крупнейшим мировым производителем кранового оборудования. Интересно, что это был первый опыт выхода на российский рынок и для китайской стороны. За сенсационным прибытием нового кранового оборудования, которое 2,5 месяца шло на судне завода в Новороссийск, внимательнее всего наблюдали работники порта, ведь им теперь предстояло работать по-новому. Кроме этого было приобретено новое перегрузочное оборудование – 3 крана на пневмоколесном ходу RTG, 2 мобильных крана LIEBHERR LHM-550 и 1 кран RMG для обработки контейнерных поездов. Проведено дноуглубление до 13 метров и усилены существующие конструкции двух причалов – 28-й и 29-й были удлинены на 50 метров. Площадки 2-го производственного района реконструированы под устройство эстакад для контейнеров-рефрижераторов.

– В 2012 году были приобретены 2 мобильных крана LIEBHERR LHM-550.

– В 2014 году закуплен еще 1 кран на пневмоколесном ходу RTG производства LIEBHERR.

– Реконструкция причалов, дноуглубление, строительство новой трансформаторной подстанции – все эти усилия довольно быстро принесли свои плоды, сделав возможным заход в Новороссийск океанских судов типа PANAMAX. Наш порт стал первым в стране, кто начал обслуживать контейнеровозы такой большой вместимости.

– Одновременно с этим приводилось в соответствие с самыми строгими международными требованиями и стандартами – качество сервиса, начиная с установки одинаковых тарифов до вопросов безопасности, оснащения оборудованием антитеррористической и экологической защиты.

– Новорослесэкспорт становился компанией, с которой хотят сотрудничать ведущие инвесторы и поставщики. По уровню инвестиций, финансовой устойчивости и темпам налоговых поступлений Новорослесэкспорт трижды получает признание «Лидера экономики Кубани» в группе транспорт.

– Скорость перевалки и интенсивность выгрузки – программные задачи развития, которые предприятие решало на всех этапах своей истории.

– В соответствии с решением общего собрания акционеров ОАО «Новорослесэкспорт» от 17.11.2015 название Общества изменено на Акционерное общество «Новорослесэкспорт», сокращенное наименование АО «НЛЭ». Изменение вступило в силу с 01.12.2015.

– В 2018 году проведено дноуглубление до 13 метров и усилены существующие конструкции двух причалов – 28-й и 29-й были удлинены на 50 метров. Площадки 2-го производственного района реконструированы под устройство эстакад для рефрижераторных контейнеров.

– С 2018 года Новорослесэкспорт вместе с Группой компаний НМТП вошёл в состав ПАО Транснефть и с этим начался новый этап развития нашего порта. Происходит очередное обновление перегрузочной техники, подписан контракт на покупку двух контейнерных перегружателей типа Ship to shore crane грузоподъёмностью 65 тонн инновационной конструкции. Данные перегружатели позволят обеспечить обработку очень больших судов-контейнеровозов типа Bosphormax, ширина которых 48 метров, а длина 300 метров.

– В 2019 году руководство порта реализует важнейший и экономически выгодный проект по организации переработки сепарации. Он позволил выполнить стратегическую задачу по обеспечению всей группы компаний, входящих в ПАО «НМТП» собственным сепарационным материалом для погрузочно-разгрузочных работ, снизить зависимость от поставщиков и риски возможной остановки основного производства.

– 2020 год. Новорослесэкспорт устанавливает исторический рекорд. Более 4 миллионов тонн грузооборота в год. Масштабное технологическое обновление и расширение своих возможностей.

– 2020 год войдёт в историю предприятия временем глобальной модернизации складского хозяйства. Реконструкция и капитальный ремонт складских площадок общей площадью 63 615 квадратных метров. Замена грунтового покрытия позволила в разы улучшить эксплуатационные характеристики склада Новорослесэкспорта такие как: вместимость, интенсивность обработки грузов, безопасность выполнения работ и что весьма ценно – возможность уменьшить наносимый вред окружающей среде.

– Сегодня предприятие только наращивает свой потенциал и успешно реализует амбициозные проекты. В 2021 году на 3 производственном районе начались работы по организации четырёхпутного железнодорожного грузового фронта, позволяющего принять 92 вагона. Одновременно с этим здесь идёт обустройство площадок для временного хранения грузов площадью 31 000 квадратных метров.

– В этом году завершился большой объём работ по реконструкции электроподстанции. До реконструкции трансформаторная мощность подстанции «Лесной порт» составляла 25,6 МВТ, а после – почти 42 МВт.

– Сегодня предприятие только наращивает свой потенциал и успешно реализует амбициозные проекты. В 2021 году на 3 производственном районе начались работы по организации четырёхпутного железнодорожного грузового фронта, позволяющего принять 92 вагона. Одновременно с этим здесь идёт обустройство площадок для временного хранения грузов площадью 31 000 квадратных метров!

– Понятно, что столь масштабное технологическое развитие требует соответствующего энергообеспечения. В этом году завершился большой объём работ по реконструкции электроподстанций. Достаточно сказать, что до реконструкции трансформаторная мощность подстанции «Лесной порт» составляла 25,6 МВТ, а после – почти 42 МВт.

– Всего за 65 лет предприятие прошло путь от практически ручного труда до технологичного, высокопроизводительного предприятия, которое из года в год улучшает свои собственные рекорды по объёмам перевалки грузов. Впечатляющий результат! Порт на пороге новых перемен!

Пресс-служба ПАО “НМТП”

Источник: admnvrsk.ru

Оцените статью