Календарь. Девственный Новороссийск ждал железную дорогу

Календарь. Девственный Новороссийск ждал железную дорогу

19 марта 1885 года император Александр III окончательно решил вопрос со строительством в Новороссийск железнодорожной ветки.

 Вопрос о выходе к Черному морю ветки Владикавказской железной дороги обсуждался не один год. Но были споры о том, где именно это целесообразней сделать: у Новороссийска или у Геленджика. Многие указывали, что там периодически дует сильный ветер «бора», считалось, что это может помешать ездить поездам и даже работать железнодорожной станции.

 Также стоит отметить, что Новороссийск тогда не был похож на город. Прошло всего 20 лет, с тех пор, как его решили восстановить после обстрела вражеской эскадры. Возле Цемесской бухты тогда стояло не более 90 домов, и проживало порядка 400 человек.

 Но решение было принято в пользу нашего города. Решением императора была отчуждена полоса земли под дорогу. Царский указ понадобился, так как никто другой не мог решить земельных споров. Дорога задевала интересы разных собственников, через участки которых она проходила, а собственники пытались этому воспрепятствовать.

 Строительство ветки Тихорецкая-Новороссийск началось в том же году, только 1 апреля. Многие тогда связывали дальнейшее развитие города с приходом железной дороги. Глеб Успенский – русский писатель, работавший со Львом Толстым, Николаем Некрасовым и Михаилом Салтыковым-Щедриным – так описывал городок в своем письме:

 — …Новороссийск еще совсем девственное место: несколько домиков, несколько лавок и пустая бухта. И домики, и лавки пусты и заперты; все это ждет прихода железной дороги, молчит, спит в ожидании того момента, когда сюда в разных видах нахлынет капитал <…> Теперь только ветер свищет в пустых улицах, новых запертых лабазах, в новой гостинице, где вот сию минуту один я. <…> Все чисто, девственно не тронуто — и необыкновенно живописно. Горы в лесах… самые милые горы, какие видел, именно милые, — сообщил писатель.

Информация: http://rzdnvrs.narod.ru.

Владимир Мирный



 Вопрос о выходе к Черному морю ветки Владикавказской железной дороги обсуждался не один год. Но были споры о том, где именно это целесообразней сделать: у Новороссийска или у Геленджика. Многие указывали, что там периодически дует сильный ветер «бора», считалось, что это может помешать ездить поездам и даже работать железнодорожной станции.


Источник