Верно ли «правило 10 000 часов»?

Авторы нового исследования полагают, что длительная тренировка не служит единственным и определяющим фактором формирования навыков. В частности, они ставят под сомнение «правило 10 000 часов», согласно которому, именно такое время нужно потратить, чтобы достичь мастерства в каком-либо деле. Исследование опубликовано в журнале Royal Society Open Science, с полемикой по его поводу познакомил читателей The Guardian.

«Правило 10 000 часов» было сформулировано канадским журналистом и писателем Малкольмом Гладуэллом в книге 2008 года «Гении и аутсайдеры». «Десять тысяч часов — это магическое число величия», — писал Гладуэлл, считавший такой срок необходимым и достаточным для достижения уровня эксперта в выбранной области деятельности. В целом правило Гладуэлла соответствует общему убеждению: чем больше времени человек посвящает тренировкам, тем большей степени мастерства он достигает. Истоком рассуждений Гладуэлла служило исследование скрипачей и пианистов, проведённое в 1993 году. Оно показало, что увеличение времени практики влекло за собой рост мастерства музыканта. За 20 лет занятий лучшие из скрипачей в среднем отработали по 10 000 часов. Авторы исследования делали вывод, что природные таланты не играют важной роли и что способности даже самых лучших музыкантов объясняются тем, сколько времени они посвятили тренировке своих навыков. Гладуэлл подхватил эту идею и объяснял с её помощью успех людей в самых разных областях.

Теперь психологи Брук Макнамара (Brooke Macnamara) и Мегха Майтра (Megha Maitra) из Кейсовского университета Западного резервного района в Кливленде (Огайо) решили воспроизвести часть исследования 1993 года, чтобы проверить сделанные выводы. Они работали с тремя группами скрипачей, в каждую из которых входило по 13 человек, группы различались по уровню мастерства.

Скрипачи из самой слабой группы действительно уступали по количеству потраченного на занятия времени двум другим группам. Они в среднем за 20 лет упражнялись на скрипке 6000 часов. А вот между музыкантами из «хорошей» и «отличной» групп существенной разницы не было: среднее время составило 11 000 часов, и во многих случаях «хорошие» музыканты потратили на занятия больше времени, чем «отличные».

«Как только вы попадаете в высококвалифицированные группы, практика перестаёт играть роль. Все много практиковались, и теперь другие факторы влияют на определение уровня суперэлиты, — прокомментировала результаты Брук Макнамара. — Идея [о зависимости уровня мастерства от времени, посвящённого тренировкам] действительно укоренилась в нашей культуре, но это упрощение. Когда дело доходит до человеческих навыков, сложная комбинация факторов окружающей среды, генетических факторов и их взаимодействия объясняет различия в производительности между людьми. Факторы зависят от изучаемого навыка: в шахматах это может быть интеллект или рабочая память, в спорте — насколько эффективно человек использует кислород. Чтобы ещё больше усложнить ситуацию, один фактор может влиять на другой. Например, ребёнок, который любит играть на скрипке, может с удовольствием практиковаться и сосредоточиться на задании, потому что не считает это рутиной».

Впрочем, авторы исследования 1993 года не считают, что их выводы опровергнуты. Один из них, психолог Андерс Эрикссон (Anders Ericsson), полагает, что новое исследование просто повторяет часть сделанных ими выводов, а объективной разницы в уровне исполнительского мастерства между скрипачами, отнесенными Макнамарой и Майтрой в «хорошую» и «отличную» группы, на самом деле нет, поэтому неудивительно, что и затраченное ими время оказалось одинаковым. «Когда человеческое тело подвергается исключительной нагрузке во время преднамеренной практики, экспрессируется целый ряд генов, бездействующих в ДНК любого здорового человека, и активизируются необычные физиологические процессы. Преимущество этого вида практики доступно каждому, кто хочет улучшить свои результаты », — говорит Эрикссон.

Другой соавтор исследования 1993 года, Ральф Крампе (Ralf Krampe), психолог из Католического университета в Лувене, тоже говорит, что в новом исследовании нет ничего, что заставило бы его усомниться в первоначальных результатах. Хотя он признаёт, что, помимо количества практики, на успех влияют и другие факторы — например, учителя и поддержка родителей. «Верю ли я, что практика — это всё и что количество часов само по себе определяет достигнутый уровень? Нет, не верю. Но я всё ещё считаю, что преднамеренная практика является самым важным фактором», — заключил Ральф Крампе.


Источник