Стоящий Медведь

Недавно в Национальном скульптурном зале Конгресса США, где выставлены статуи выдающихся деятелей американской истории, была торжественно открыта статуя Стоящего Медведя – вождя индейского народа понка. Так штат Небраска решил отметить его заслуги в борьбе за права коренных американцев.

Стоящий Медведь родился между 1829 и 1834 годами на территории нынешнего штата Небраска, входившего в обширные земли, купленные в начале XIX века Соединенными Штатами у французов. Численность народа понка в те годы составляла несколько сотен человек. Летом понка занимались земледелием, выращивая кукурузу и овощи на землях у реки Ниобрара, зимой откочевывали западнее и охотились на бизонов. Со временем значение сельского хозяйства в жизни понка возрастало. На реке Ниобрара возникло два их постоянных поселка: Хубта («Рыбный запах») и Ваи-Худе («Серое одеяло»).

В 1854 году правительство США приняло закон Канзаса и Небраски, открывавший для заселения две новых территории. На земли, принадлежащие индейцам, стало прибывать множество фермеров европейского происхождения. Правительство Соединенных Штатов оказало давление на коренные народы Небраски, чтобы они продали свои земли и переселились на выделенные территории на юге.

Белые поселенцы основали город Ниобрара на территориях, где находились кукурузные поля понка. В 1858 году народ понка согласился уступить большую часть своих земель Соединенным штатам, оставив за собой территорию между реками Понка-крик и Ниобрара. Договор предусматривал строительство для нужд индейцев за государственный счет мельниц и школ, а также защиту их от набегов враждебных народов брюле и оглала. Но эти условия не выполнялись.

Положение еще более осложнилось после 1868 года. Тогда правительство подписало договор, завершивший трехлетнее противостояние с индейцами, вошедшее в историю как «Война Красного Облако». Вождь Красное Облако из оглала, возглавлял союз народов лакота, шайеннов и арапахо, и вынудил США отвести войска со спорной территории. Была образована значительная территория – Великая резервация сиу – права на которую были переданы индейцам. Но при заключении договора в состав земель, переданных народам сиу, туда были включены и земли понка. Сиу начали совершать набеги на эти земли. Чтобы разрешить возникший конфликт, правительство стало настаивать на переселении понка на так называемую Индейскую территорию (нынешний штата Оклахома).

 Стоящий Медведь

Стоящий Медведь с женой и сыном

К тому моменту Стоящий Медведь уже был среди вождей народа понка. В начале 1877 года он и еще девять вождей в сопровождении правительственного агента по делам индейцев отправились на Индейскую территорию, чтобы осмотреть предлагаемые земли. Земли эти оказались засушливыми и мало пригодными для земледелия. Вожди понка отказались переселять туда свой народ, но их протест остался тщетным. Позже верховный вождь Белый Орел утверждал, что, подписывая договор с правительственными агентами, он был уверен, что переселяться предстоит не на Индейскую территорию, а в гораздо ближе расположенную резервацию Омаха.

Уже в мае шестьсот человек понка были вынуждены отправиться под конвоем военных на Индейскую территорию. Среди них была и семья Стоящего Медведя. Они прибыли на новые земли слишком поздно для посадки кукурузы, к тому же правительство не предоставило им семена и сельскохозяйственные орудия, как того требовал заключенный договор. К весне почти треть переселенцев умерла от голода или малярии. Среди умерших был старший сын Стоящего Медведя – Щит Медведя. Отец пообещал похоронить его на родине, в долине реки Ниобрара, поэтому отправился на север. Вместе со Стоящим Медведем туда отправились еще около тридцати человек.

Стоящий Медведь и его спутники добрались до резервации Омаха, где жили их родственники. Вскоре известие об их прибытии достигло правительства. Министр внутренних дел и глава Бюро по делам индейцев Карл Шурц отдал приказ задержать Стоящего Медведя за самовольное переселение из резервации. Вождя и его спутников арестовал бригадный генерал Джордж Крук и отправил их по арест в Форт-Омаха.

Официально закон требовал немедленно вернуть арестованных на Индейскую территорию. Но Карл Шурц, узнав от Стоящего Медведя о бедствиях народа понка, задержал их возвращение, чтобы они могли отдохнуть, восстановить здоровье и обратиться за юридической поддержкой.

Индейцев поддержал редактор газеты Omaha Daily Herald Томас Тибблз, рассказавший историю бедствий понка в нескольких публикациях. Представлять интересы понка бесплатно взялись двое юристов: Джон Уэбстер и Эндрю Попплтон. В апреле 1879 года они подали иск в окружной суд в Форте-Омаха о признании незаконным как ареста и так и принудительного переселения индейцев понка. Дело получило название «Стоящий Медведь против Крука», так как формальным ответчиком был бригадный генерал, арестовавший индейцев. Но фактически оно было направлено против политики правительства, не признававшего за представителями коренных народов основных гражданских прав, в частности принципа habeas corpus, определявшего законность задержания и условия выпуска под залог до суда.

Идея, что индеец может иметь такие же права, что и прочие граждане США, в те годы казалась неожиданной и соглашаться с этим никто не спешил. Федеральный прокурор Ламбертсон заявил, что индейцы не могут в принципе подавать в суд на правительство, так как индеец не является ни человеком, ни гражданином («neither a person nor a citizen»).

Речь Стоящего Медведя, произнесенная на суде, сейчас цитируется в школьных учебниках. «Цвет моей руки не такой как у вас, но, если я проткну ее, я почувствую боль, – говорил он. – Если вы проткнете руку, вы тоже чувствуете боль. Кровь, которая будет течь из моей руки, будет того же цвета, что и ваша. Я – человек. Один и тот же Бог создал нас обоих».

Судья Элмер Данди, рассматривавший это дело, хотя и назвал в своем заключении индейцев «слабой, незначительной, неграмотной и в целом презренной расой», в конечном итоге подтвердил, что индеец – это «личность в значении законов Соединенных Штатов». Также судья постановил, что «не существует законных оснований для принудительного выселения представителей истцов на Индейскую территорию». «Право экспатриации является естественным, врожденным и неотъемлемым правом и распространяется на индейцев также, а как и на находящуюся в более благоприятном пложении белую расу», – заключил судья. После этого Стоящий Медведь и его спутники были освобождены из-под стражи и получили подтверждение своего права вернуться в долину реки Ниобрара.

С октября 1879 по 1883 год Стоящий Медведь посетил восточные штаты США и даже страны Европы, выступая с речами о гражданских правах индейцев. Затем он поселился в своем доме у реки Ниобрара, где занимался сельским хозяйством. Вместе с ним в родные места переселились примерно 170 понка. Умер Стоящий Медведь в 1908 году. А его народ до сих пор живет как в Оклахоме (3511 человек в 2017), так и в Небраске (3895 человек в том же году).

Каждый штат США представлено в Национальном скульптурном зале Конгресса только двумя статуями. С 1937 года от Небраски там были установлены статуи государственного секретаря Уильяма Дженнингса Брайана и министра образования Джулиуса Стерлинга Мортона. Но в прошлом году губернатор Небраски Пит Рикеттс подписал законопроект о замене обоих памятников. Теперь в зале установлены статуи писательницы Уиллы Кэсер и Стоящего Медведя.


Источник