Старость. Переход бремени

Рост ожидаемой продолжительности жизни старших поколений уже в ближайшее десятилетие сделает чисто государственную модель поддержки пожилых невозможной. Таким образом демографические особенности страны вынуждают уже сейчас искать новую модель координации семейной политики, господдержки и активности НКО в этой сфере. К таким выводом, как пишет «Коммерсантъ» в понедельник, пришли на конференции «Общество для всех возрастов».

По оценке Лилии Овчаровой, главы Института социальной политики (ИСП) Высшей школы экономики уже сейчас спрос на услуги по уходу за пожилыми создают от 4,7 до 6,2 млн человек и смешанные домохозяйства, в которых проживают 40% лиц старше 65 лет и инвалиды — это еще 3–4 млн человек. При этом к 2035 году ожидаемый прирост населения в возрастных группах «65+» к нынешним цифрам (21,7 млн) составит 6,8 млн, а их доля превысит 26,3%.

Старость. Переход бремени
 
Танцевальный марафон «Московское долголетие» в парке «Сокольники»
Никеричев Андрей/АГН «Москва»

Правда, по словам выступавшей на форуме замглавы Минздрава Светланы Петровой, в рамках демографического нацпроекта предусмотрены инвестиции в закрытие растущего спроса на инфраструктуру поддержки в действующей модели. А Валерий Бузин, глава департамента общественного здоровья Минздрава, подтвердил адекватность предполагаемых расходов по нацпроекту «Здоровье»: основную нагрузку старение населения создает именно в этой сфере.

Одной из целей конференции, которая организована благотворительным фондом Елены и Геннадия Тимченко при поддержке Минтруда, Минздрава, Агентства стратегических инициатив и Комитета гражданских инициатив, было обсуждение моделей поддержки старших возрастов с участием их разработчиков в Японии, Германии, Израиле и Италии. Впрочем, заранее было понятно, что хотя какие-то части модели ухода за пожилыми могут быть заимствованы, в целом систему необходимо будет создавать уникальную, отвечающую потребностям российского общества.

Старость. Переход бремени
 
Московское долголетие
Авилов Александр/ АГН «Москва»

По расчетам ИСП, для возрастной группы «70+» механизмы «формального» ухода (под патронажем государства) сейчас используют 14% пожилых граждан, а 55% пожилых живут в смешанных домохозяйствах, то есть за ними ухаживают их более молодые родственники. Именно из-за этого быстро растут пока что плохо структурированный сектор, в котором взаимодействие гражданского общества и государства было бы особенно полезно. При этом, по словам председателя набсовета фонда Тимченко Ксении Франк, благотворительность в России, которая для многих уже стала стандартной социальной моделью, как и государство, не может решить проблемы только своими силами, хотя ее роль важна и значительна. Сейчас общественные механизмы поддержки старших возрастов, в том числе через НКО, социальное предпринимательство и благотворительность, уже работают в России довольно успешно, причем в том числе и не в столичных регионах — вопрос лишь в том, в какой степени возможно масштабирование и какие ресурсы может и должно давать государство.

Отметим, что именно ростом доли пожилых людей авторы пенсионной реформы объясняют и необходимость увеличения пенсионного возраста, и необходимость внедрения накопительной пенсионной системы, хотя ее участники и потеряют в текущих доходах до 6%, которые будут уходить в пенсионные фонды.


Источник