Спорное благосостояние

Антон Силуанов оценил возможные инвестиции из ФНБ, рассказав, что объём средств сверх планки в 7% ВВП в следующем году составит 1,5–2 трлн рублей. В ЦБ по-прежнему настаивают на смягчении бюджетного правила как альтернативе  и предлагают, если и тратить средства, то фиксировать суммы инвестиций в рублях, а не процентах.

«Действительно, в следующем году ФНБ превысит планку 7%, ожидаем, что это превышение составит от 1,5 до 2 трлн рублей. Мы предлагаем часть этих средств направлять на инвестиционные проекты, на возвратные проекты, порядка 15-20% от этой суммы. И направлять таким образом, чтобы эти средства за собой приносили синергетический эффект, то есть на рубль средств ФНБ привлекать четыре-пять рублей частных инвестиций», — сообщил в Госдуме первый вице-премьер, министр финансов РФ Антон Силуанов. Согласно материалам Минфина, объем ФНБ за август 2019 года увеличился на 3,85% и на 1 сентября составил 8,170 трлн рублей, что эквивалентно $122,883 млрд. Как прогнозируют в министерстве, на конец 2020 года он составит 8,5% ВВП.

По словам Силуанова, порядка 300 млрд рублей пойдет на крупные инвестпроекты в России в первый год инвестиций из ФНБ. Возвратность вложений, как предполагается, будет обеспечиваться за счет того, что средства ФНБ будут вкладываться в облигации инфраструктурных проектов.

Ранее председатель Банка России Эльвира Набиуллина заявила, что вложение всех средств от нефтяных доходов по достижении ФНБ порога в 7% ВВП может стать причиной восстановления зависимости курса рубля и ряда экономических и финансовых показателей от цен на нефть. По её мнению, расходы в размере 1–2% ВВП в год аналогичны по своему воздействию на экономику и реальный валютный курс повышению цены отсечения в бюджетном правиле до $50–60 за баррель. Однако в том случае, если эти средства будут направлены на повышение потенциальных темпов экономического роста, увеличение производительности труда и рост конкурентоспособности, то проинфляционных рисков удастся избежать.

«Важно, чтобы объем был задан и на первый год, и на все последующие годы как фиксированная сумма, а не как доля от превышения ФНБ планки 7% ВВП», — сообщили сегодня РБК в Банке России. В противном случае инвестиции ФНБ будут носить «выраженный проциклический характер, что ослабит стабилизирующую роль бюджетного правила».

В то же время если правительство будет инвестировать фиксированный процент от суммы превышения (как предположил Силуанов), рублевый объем инвестиций будет различаться год от года, в зависимости от колебаний цен на нефть, что противоречит концепции Минфина по стерилизации конъюнктурных нефтяных доходов.

Отстаивая идею дополнительного финансирования из ФНБ в Минфине подчеркивают, что это будут возвратные вложения. Но в ЦБ все равно считают, что оптимальнее было бы увеличить расходы федерального бюджета через повышение цены отсечения по нефти в бюджетном правиле, нежели использовать средства ФНБ.

 «С точки зрения предсказуемости использования данных средств представляется предпочтительным оформить их как дополнительные расходы бюджета в рамках стандартного бюджетного процесса с соответствующим уточнением параметров бюджетного правила», — заявили РБК в ЦБ, добавив, что этот механизм позволит получить «более наглядную картину параметров бюджетной политики, а также избежать усложнения структуры портфеля ФНБ».


Источник