Семерка с минусом

В России могут вскоре изменить привычную пятибалльную систему оценок в школе, заявил заместитель главы Рособрнадзора Анзор Музаев. В то же время специалисты утверждают, что существует проблема неверного оценивания знаний учителями. 
 
По словам Мурзаева, в Рособрнадзоре как раз уже обсуждают этот вопрос. Многие специалисты в области образования считают существующую систему оценки успеваемости давно устаревшей. Действительно, она очень не нова: пятибалльная система оценок в школах была введена еще в советские времена, в 1944 году, и теперь ставится вопрос об ее отмене.
Семерка с минусом
 
Анзор Музаев
Зыков Кирилл/АГН «Москва»
 
Однако главной проблемой, возможно, является не краткость шкал оценок, а неумение учителей их давать, считают некоторые. «Там очень много работы. Многие годы идем к тому, чтобы выстроить всероссийскую систему оценки качества. Корень зла в том, что учитель не владеет современными методиками внутришкольного оценивания», – приводит информационное агентство Federal Press высказывание Музаева в ходе круглого стола, который прошел в «Известиях».
 
В то же время ряд СМИ, включая популярные Telegram-каналы, обсуждая вопрос о проблемах школы, высказывают мнение, что учителей в российских школах просто не хватает, и потому они вынуждены работать с перегрузкой – что, возможно, также сказывается на точности оценивания успеваемости.
 
Семерка с минусом
 
Татьяна Клячко
О том, готова ли школа перейти с пятибалльной системы оценок на более подробную, и о том, может ли это быть сопряжено с некими сложностями, с «Полит.ру» поговорила Татьяна Клячко, директор Центра экономики непрерывного образования Института прикладных экономических исследований (ИПЭИ) РАНХиГС.
 
«Мне представляется, что более детальная система оценки может быть лучше по той простой причине, что позволит уловить больше нюансов. И, может быть, она уже фактически сложилась, потому что ставили и ставят не единицу, двойку, тройку, четверку и пятерку – единицу давно не ставят, двойку ставят довольно редко, а вот тройку с минусом или четверку с плюсом, то есть какие-то градации обычной пятибалльной системы, давно вводят и используют. Используют, чтобы подчеркнуть, что это лучше или хуже, чем обычные «четыре» или «три», и как-то поощрить или подстегнуть учеников, показать, что не все так просто.

Поэтому в принципе введение десятибалльной системы оценок в школе (не уверена, что надо вводить стобалльную) вполне может быть оправданно. И, фактически, если посчитать все варианты оценок с плюсами и минусами – тройка с минусом, тройка, тройка с плюсом; четверка с минусом, четверка, четверка с плюсом; так же с пятеркой – то мы уже получим девятибалльную систему. Добавив к ней двойку, получим ту самую десятибалльную, которую хотят вводить и которая фактически уже используется.

Поэтому вполне можно сделать десятибалльную систему. Хотя, конечно, появится и желание ставить не только семерку, например, но и семерку с плюсом, и так далее. Это в человеческой природе. Но какой-то период времени можно будет использовать десятибалльную систему. Таким образом, перемены оправданны. Но проблема не в том, ставим ли мы отметки по пятибалльной или по десятибалльной системе. Вопрос в том, кого, что и как мы оцениваем и что хотим получить от изменения системы оценки.

Семерка с минусом
 
Урок в современной школе
Киселев Сергей/АГН «Москва»

Если учитель не может оценить ученика по пятибалльной системе, то ему будет достаточно сложно сделать это и по десятибалльной системе. Тут ведь надо вдумываться в то, как выстраивать систему «стимулов» или «штрафов» в системе оценок. Например, четверка с плюсом – это «стимул», поощрение, четверка с минусом – «штраф», указание ученику на то, что он что-то не додумал, не доделал. Так что, повторю, вопрос не в том, будут ли это оценки от единицы до пятерки или от единицы до десятки – вопрос в том, что мы хотим получить от новой системы оценивания. И то, что многие учителя сейчас якобы не умеют правильно оценивать, как говорят в Рособрнадзоре, никак не означает, что с переходом на десятибалльную или стобалльную систему оценивания они смогут лучше оценить уровень знаний учащихся.

Если уж мы хотим действовать в данном направлении, то сначала надо повысить квалификацию учителей и разобраться, почему они так, а не иначе ставят оценки. Дело же не в количестве вариантов оценки, дело, как всегда, в их качестве.

Семерка с минусом
 
Сдача ЕГЭ
Авилов Александр/ АГН «Москва»

Что касается того, почему ЕГЭ изначально не делали пятибалльным, то тут ясно, при сдаче ЕГЭ надо очень дифференцированно ставить оценку – ведь от этой оценки для молодого человека зависит достаточно много. При выставлении этой оценки, кстати, работают уже не столько стимулы, сколько штрафы, потому что поощрение тут уже не столь значимо, а вот снижение оценки за то, что учащийся чего-то не дотянул, значение имеет. 72 балла он получит или 73 – такие дифференциации оценок на сторонний взгляд могут быть и не вполне понятны. Но это может сыграть определенную роль при поступлении в высшие учебные заведения.

Может ли быть, что неточность в оценивании знаний учителями связана с их перегруженностью из-за нехватки учителей, о которой пишут СМИ? На мой взгляд, нехватка учителей – это все же фейк, ложная новость. Вакансий в школах очень мало, и в последние годы как раз идет рост учительского корпуса, а не его сокращение. Сокращение происходило за почти десятилетие до настоящего момента, когда была демографическая «яма». А сейчас школьные контингенты растут, и число учителей увеличивается. Вопрос состоит в том, что это за учителя.

Семерка с минусом
 
Школьный урок
Никеричев Андрей/АГН «Москва»

Это возвращаются учителя старые? Приходят новые? Вообще говоря, нужна ювелирная работа, чтобы понять, что конкретно сейчас переживает наша школа в плане формирования учительского корпуса. И понятно, что те, кто, допустим, работает в школе 30-40 лет, привыкли к пятибалльной системе оценивания, чувствуют ее и уверенно ею пользуются. Они перейдут на десятибалльную систему, как я уже сказала, без особых проблем – для них это не окажется чем-то принципиально новым.

А вот как у тех, кто в школу только приходит, отложится в уме эта десятибалльная система, и как они ее будут применять, это специальный вопрос, который требует изучения», – сказала Татьяна Клячко.


Источник