Первую партию отработавших топливных сборок с ПТБ «Лепсе» доставили на базу Атомфлота

25 сентября первая партия отработавших топливных сборок с плавучей технической базы (ПТБ) «Лепсе» была доставлена на базу ФГУП «Атомфлот» в Мурманске. Топливные сборки общим количеством 111 штук, размещенные в шести транспортных контейнерах (ТУК), были доставлены теплоходом «Серебрянка» с территории судоремонтного завода (СРЗ) «Нерпа». Об этом сообщил Департамент коммуникаций Госкорпорации Росатом.

Практические работы по выгрузке отработавшего ядерного топлива (ОЯТ) с ПТБ «Лепсе» согласно регламенту начались на СРЗ «Нерпа» в мае этого года. Потребовалось около трех месяцев для подготовки первой партии топливных сборок к транспортировке (подрезка верхней части и подрыв пеналов). Далее в течение трех недель пеналы были доставлены на пирс, упакованы в ТУК и погружены на теплоход «Серебрянка». Всего необходимо перевезти 639 топливных сборок, которые будут доставлены за шесть рейсов.

Перевозка топливных сборок – один из последних этапов утилизации ПТБ «Лепсе», которая началась в 2008 году. Работы ведутся за счет гранта Фонда поддержки Природоохранного партнерства «Северное измерение» (распорядитель Фонда — Европейский банк реконструкции и развития) в размере 53 млн евро. Полный вывоз ОЯТ с ПТБ «Лепсе» планируется завершить в 2020 году.

Заместитель директора по государственной политике в области радиоактивных отходов (РАО), ОЯТ и вывода из эксплуатации ядерно и радиационно опасных объектов (ВЭ ЯРОО) — руководитель проектного офиса «Центр международных программ и проектов в области РАО, ОЯТ и ВЭ ЯРОО» Владимир Поцяпун отметил: «Долгие годы проблемы «Лепсе» считались неразрешимыми. Благодаря результатам труда представителей более 20 предприятий Госкорпорации «Росатом», Мурманской, Архангельской, Ленинградской областей и финансовой поддержке международных организаций сегодня мы видим, что производство по выгрузке ОЯТ налажено и успешно функционирует».

Вячеслав Рукша, заместитель генерального директора Госкорпорации «Росатом», директор Дирекции Северного морского пути, сказал: «Для меня реализация международного проекта по утилизации ПТБ «Лепсе» стала исключительно важным и личным делом. Сегодня – важнейшее событие в экологической реабилитации региона и жизни каждого, кто участвовал в этом проекте».

Сухогруз «Лепсе» был построен в 1934 году, переоборудован в плавучую техническую базу (ПТБ) в 1961 году. До 1981 года ПТБ обеспечивала перезарядку ядерного топлива реакторов атомных ледоколов. С 1981 года ПТБ «Лепсе» использовалась только для хранения отработавшего ядерного топлива и радиоактивных отходов. В 1988 году ПТБ была выведена из эксплуатации. В 1996 году проект включен в программу TACIS (программа «Техническая помощь СНГ») с выделением финансирования на обследование состояния ОЯТ. После проведения ФГУП «Атомфлот» в 2011 году (в том числе за счет средств Федеральной целевой программы «Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на 2008 год и на период до 2015 года») комплексного радиационного обследования судна и подготовительных работ (докование с частичной конвертовкой корпуса судна, удаление переменных грузов, извлечение РМ и проведение дезактивации, установка дополнительного оборудования и т.д.) ПТБ «Лепсе» в 2012 году было отбуксировано на СРЗ «Нерпа». В 2008 году было заключено исходное исполнительное соглашение о гранте (ИСГ) для утилизации ПТБ «Лепсе», получателем средств которого является АО «Логистический центр ядерного топливного цикла», а распорядителем — Европейский банк реконструкции и развития. Целью реализации проекта является улучшение радиационной обстановки и устранение серьезной экологической опасности в регионе за счет удаления отработавшего ядерного топлива и радиоактивных отходов с ПТБ «Лепсе» и направления его на переработку или временное хранение.


Источник