Новый подход к нацпроектам

Национальные проекты, фигурирующие в федеральном бюджете, получат заметно меньше финансирования, чем ожидалось. В то же время президент России Владимир Путин обязал госкомпании участвовать в их реализации. 

С требованием представить предложения по возможному вкладу в нацпроекты Путин обратился к руководителям госкомпаний и корпораций на заседании Совета по стратегическому развитию и национальным проектам 24 октября

Новый подход к нацпроектам
 
На заседании Совета при Президенте по стратегическому развитию и национальным проектам
kremlin.ru

«Обязательным является участие в проектах развития госкомпаний, именно для таких целей они и создавались в конечном итоге. В этой связи все мы ждем от руководителей ВЭБа, «Газпрома», «Ростеха», «Ростелекома», «Роснефти», «Росатома» и других структур с госучастием проработанных предложений по финансовому, технологическому, научному и кадровому вкладу в программы и проекты прорыва», – приводит слова президента информационное агенство РБК.

Путин подчеркнул желание привлекать к реализации программ и частные компании, что, по его мнению, поможет им развиваться, выходить на глобальные рынки. Он также обратился к кабмину с призывом «не засыпать на ходу» при выполнении нацпроектов и активно сотрудничать в их реализации с бизнесом. Как напоминает интернет-издание Znak.com, у главы государства были основания напоминать правительству о необходимости действовать активнее: 18 октября СМИ сообщили о задержках в подготовке нацпроектов.

Новый подход к нацпроектам
 
Первый заместитель Председателя Правительства – Министр финансов Антон Силуанов и Министр энергетики Александр Новак 
kremlin.ru

Всего за шесть лет предполагается направить на реализацию нацпроектов около 28 триллионов рублей, сообщил первый вице-премьер, министр финансов Антон Силуанов на то же заседании Совета пишет газета «Коммерсантъ». При этом в бюджете на 2019-2021 годы все эти проекты и инфраструктурная программа занимают около 10% всех расходов вместо ожидаемых 15%, и отчисления на 2019 год также меньше ожидавшихся, а по восьми нацпроектам есть нераспределенные резервы.

Издание также отмечает, что Минэкономразвития заканчивает разработку систему управленческих KPI по инвестразвитию для министерств-исполнителей нацпроектов. Это означает, подчеркивает газета, что ответственность за их выполнение ляжет на министров. Хотя всерьез идея наказаний для глав ведомств в правительстве не обсуждается, уверил журналистов «Коммерсанта» источник в финансово-экономическом блоке,

Новый подход к нацпроектам
 
Дмитрий Орлов
Aleksey Druzhinin / Government.ru

О том, что заставило власти изменить подход к финансированию и реализации национальных проектов и даже к распределению бюджетных средств, выделяемых на их реализацию, с «Полит.ру» поговорил Дмитрий Орлов, генеральный директор Агентства политических и экономических коммуникаций.

«Путин формулирует логику прорыва, требование прорыва. Адресовано это требование к правящему классу в целом, включая руководство корпораций, крупный бизнес. И не такие большие расходы на национальные проекты, как те, которые ожидали увидеть игроки, должны в известной мере компенсироваться активностью и готовностью к инвестициям в сфере именно этих прорывных направлений со стороны госкомпаний.

Именно поэтому Путин сделал заявление о необходимости для госкомпаний быть готовыми к участию в нацпроектах. Именно поэтому и создается целая инфраструктура контроля за активностью госкомпаний в этом направлении.

Почему изменился подход к реализации и финансированию нацпроектов? Полагаю, что политическое руководство страны исходит из логики солидарной ответственности элиты за развитие страны, за то, чтобы развитие это было динамичным. В этом смысле вполне логично, если часть этой ответственности будут нести крупные корпорации, прежде всего – с государственным участием», – сказал Дмитрий Орлов.

Новый подход к нацпроектам
 
Олег Бондаренко

Олег Бондаренко, директор Фонда прогрессивной политики, придерживается несколько иного мнения. В беседе с «Полит.ру» он объяснил, что, на его взгляд, изменения в подходе вызваны были в первую очередь финансовыми ограничениями, которые есть у государства в нынешней ситуации.

«Я думаю, что в принципе участие госкомпаний в национальных проектах, будь то здравоохранение, демография, образование, строительство дорог, экология или строительство жилья, вполне логично. С учетом того, что российская экономика является очень диверсифицированной и зачастую ее структура предполагает закрытие различных дыр, образующихся в ней, за счет доходных проектов, вполне логично эту нагрузку повесить на государственные компании.

Вполне логично, чтобы все основные лидеры российской энергетики и других сфер платили бы, вкладывались бы, были главными донаторами таких проектов, как экология, как дорожное строительство, то есть развивали бы инфраструктуру. А любая крупная инвестиция в развитие инфраструктуры автоматически откликается и в социальной сфере тоже. Потому что если, допустим, появится хорошая дорога к какой-то школе, относительно которой стоял вопрос, закрывать ее или нет, если до нее раньше мало кто мог добраться, то и вопрос относительно школы снимается. Значит, и дети смогут туда приезжать.

Так что все это вполне разумно и резонно. Странно даже, что этого не предложили раньше.

Думаю, причиной изменения подхода к финансированию и реализации этих проектов стал тот факт, что денег стало меньше. Прежний размер бюджетов сокращается, значит, нужно черпать средства из каких-то других источников. А откуда можно черпать средства? Разумеется, из наших естественных ресурсов в первую очередь.

Новый подход к нацпроектам
 
Заседание Совета при Президенте по стратегическому развитию и национальным проектам
kremlin.ru

А что касается увеличения ответственности чиновников за реализацию нацпроектов, учета KPI их деятельности на этих направлениях, то, на мой взгляд, за нацпроекты чиновники вообще должны отвечать головой. Если человек не справляется, он должен не просто быть отстранен – к нему должны применяться какие-то жесткие меры вплоть до уголовных. Потому что – что значит «не справляется» в этой ситуации? Это значит, что человек либо допускает нецелевое расходование средств, либо совершает какие-то явные просчеты, за которые он должен отвечать.

По большому счету, для России в нынешней ситуации руководство нацпроектами – это расстрельные должности. И те люди, кто за национальные проекты отвечает, должны это понимать. Поможет ли тут участие госкомпаний? Ну, вопрос ведь не только в том, кто именно будет давать деньги – вопрос в том, кто будет контролировать, как именно происходит их расходование, под чьим присмотром это все совершается. Это ведь тоже очень немаловажно», – считает Олег Бондаренко.


Источник