Мемория. Виктор Славкин

1 августа 1935 года родился драматург Виктор Славкин

 

Личное дело

Виктор Иосифович Славкин (1935-2014) родился в Москве, куда его отец, Иосиф Наумович Славкин, переехал из местечка Сновск в начале 1930-х годов. После окончания Московского станкоинструментального института работал сперва мастером производственного обучения, потом завучем в ремесленном училище в системе трудовых резервов. По воспоминаниям Виктора, отец был очень остроумным и артистичным человеком, прекрасным рассказчиком разных местечковых историй. «Он любил эти смешные истории рассказывать за столом, я помню их до сих пор и по ним представляю себе жизнь типичного еврейско-украинского местечка», — вспоминал впоследствии драматург.

Учился Виктор в единственной в Москве академической школе с  углубленным изучением предметов. Уже тогда у наго отчетливо проявились гуманитарные наклонности, хотя и точные науки давались ему хорошо. После школы поступил на строительный факультет МИИТа,  окончив который в 1958 году по распределению отработал три года как молодой специалист мастером в Загорске.

При этом Славкина  тянуло к литературному творчеству и театру. Пытаясь найти свою нишу, он поступил в авторскую группу эстрадной студии «Наш дом» при МГУ, которой руководили Марк Розовский, Альберт Аксельрод и Илья Рутберг.

В те времена отдушиной для творческих людей часто становилась самодеятельность. «Для нее можно было писать, в самодеятельности можно было играть, и свободы там было чуть больше, потому что широко это не транслировалось, а контроля на всё не хватало», — рассказывал драматург. Работая в Загорске, он параллельно писал для студии. «Мы много занимались поисками формы, добывали книжки Мейерхольда, изучали его биомеханику, и вся театральная Москва приходила к нам на спектакли. Театра на Таганке еще не существовало», — вспоминал Славкин.  Из студии «Наш дом» вышли такие известные артисты как Семен Фарада, Александр Филиппенко, Михаил Филиппов и другие.

Дебютировав в качестве автора юмористических рассказов, Славкин с начала 1960-х годов писал одноактные пьесы, которые ставились в театре-студии МГУ. Первую пьесу «Оркестр» он написал в 1963 году – о музыканте, который всю репетицию не может открыть футляр и достать инструмент. В 1966 году выпустил пьесу «Плохая квартира». Поставленная Марком Розовским на сцене театра-студии МГУ «Наш дом», пьеса получила популярность и шла потом во многих студенческих театрах страны.

Однажды на спектакль пришел драматург Михаил Львовский, который познакомил Славкина с Алексеем Арбузовым. В результате он попал на семинар молодых драматургов, которым Арбузов руководил. «Я считал, что на моем веку ничего в стране не изменится, что всю жизнь я буду читать свои пьесы, которые никто не ставит, пятнадцати своим друзьям из арбузовской студии. Это и будет моя среда», — полагал Славкин.

В то время пьесы Славкина практически не имели шансов быть поставленными в театре, поскольку как драматург он начинал с абсурдистских пьес. Он очень интересовался уже завоевавшим на западе свою публику театром абсурда, хотя в те времена получить информацию о нем было трудно. Славкин выписывал польские журналы, в частности «Пшекруй», где была постоянная рубрика «Сквозь очки Славомира Мрожека». Польшу в те времена называли  «самым веселым бараком социалистического лагеря». Благодаря помощи друга — писателя и переводчика Асара Эппель – Славкин научился немного понимать польский язык. Изучал он и ставший уже классическим западноевропейский абсурд.

В 1967-1984 годах Славкин работал в журнале «Юность». Был редактором отдела сатиры и юмора, который в 1956—1960 годах носил название «Пылесос», а с 1970 года — «Зелёный портфель». Работал, по  его словам, «фейком Галкой Галкиной».

В 1975 году Славкин написал пьесу «Взрослая дочь молодого человека» (по первоначальному замыслу — «Дочь стиляги»). В основе пьесы — вечный конфликт отцов и детей, сложные взаимоотношения бывшего стиляги Бэмса и его дочери — хиппи Эллы.

В 1978 году, в недолгий период «разрядки», начавшийся после поездки Брежнева в Америку, Славкину удалось по частному приглашению поехать в Париж. Там он посмотрел легендарные парижские спектакли по пьесам Ионеско «Лысая певица» и «Урок». По словам драматурга, это стало одним из самых ярких впечатлений той поездки.

В 1979 году режиссер Анатолий Васильев поставил пьесу «Взрослая дочь молодого человека» в своем театре «Школа драматического искусства». Постановка прогремела на всю страну, принеся автору широкую известность.

В 1980 году Славкин стал членом Союза писателей СССР.

В 1986 году в Театре на Таганке Анатолий Васильев поставил еще одну пьесу Славкина – «Серсо». Постановка стала культовой в среде театралов.

В 1996 году Виктор Славкин стал одним из создателей и ведущим телепередачи «Старая квартира» телекомпании АТВ, которая выходила до  2002 года.

«Идея этой программы принадлежит главе Авторского телевидения — Анатолию Малкину. Он же придумал и название, которое мне кажется очень удачным, ибо в нем обозначены и место действия, и герои, и интонация. Когда Малкин пригласил меня, это было точное попадание… он попал мне в душу. Я согласился сразу, но предупредил, что только разработаю концепцию программы и сделаю 8-10 передач, не больше. Но постепенно это так захватило меня, что я уже не мог оторваться. Это превратилось в личное дело, в личное пристрастие», — рассказывал Славкин.

После смерти жены Нины драматург вел уединенный образ жизни. Детей у пары не было.

В последние годы жизни Славкин тяжело болел – у него развилась болезнь Альцгеймера. Летом 2012 года, выйдя из дома, 77-летний писатель заблудился, а перед этим потерял ключи и паспорт. Когда его подобрала скорая помощь, он не понимал, где он, и не помнил своего имени. Для идентификации личности Славкина отвезли в полицию. Полицейские нашли в кармане его брюк клочок бумаги с номером телефона друга. Из отделения Славкина отправили в психиатрическую больницу им. Ганушкина №4, а после — в Боткинскую больницу.

Виктор Славкин скончался в Москве 16 марта 2014 года на 79-м году жизни. Похоронен на Востряковском кладбище рядом с родителями.

 

Мемория. Виктор Славкин
 
Виктор Славкин
youtube.com

Чем знаменит

Виктор Славкин — один из представителей литературного поколения шестидесятников. Настоящий успех пришел к нему после постановок Анатолием Васильевым его пьес «Взрослая дочь молодого человека» (1979) в Московском театре имени К.С. Станиславского и «Серсо» (1985) в Театре на Таганке. Эти спектакли стали основой репертуара созданного Васильевым театра «Школа драматического искусства».

 

О чем надо знать

Изначально Славкин по совету родителей подал документы в Станкин, который в свое время окончил его отец. Хот, по его собственному признанию, у него не было «никакой склонности к машиностроению». На устном экзамене в институте получил двойку по литературе. «Это было невероятно: по этому предмету у меня всегда были хорошие оценки, не говоря о том, что я писал стихи!», — рассказывал драматург. Он на всю жизнь запомнил  фамилию экзаменатора —  Покровский.

У остальных «двоечников», как и него, оказались еврейские фамилии. Их родители пошли разбираться к ректору, где им признались, что поступило указание евреев отсеять. Это был 1953 год. «Единственное, что мы можем для вас сделать, – сказали в ректорате, – отдать документы и не фиксировать двойки на экзамене».

В итоге Славкин поступил на строительный факультет МИИТа, где преподавали, в частности, архитектуру, которая интересовала его гораздо больше машиностроения. «В этом смысле я благодарен товарищу Покровскому: он не пустил меня в Станкин, зато я попал на строительный факультет и косвенно прикоснулся к архитектуре», — рассказывал Славкин.

 

Прямая речь

О прототипах своих «Стиляг»: «Я любил джаз, собирал музыкальные записи, увлекался Ремарком, Хемингуэем, Пикассо, но сам стилягой не был. Когда я писал «Взрослую дочь молодого человека», стиляги мне были интересны тем, что у них существовал протест на уровне быта. Эти ребята были на самом дне, поэтому с ними ничего нельзя было сделать. В каждом институте, как рассказал мне позже саксофонист Алексей Козлов, был свой Бэмс. И у нас в МИИТе был Бэмс, танцевавший «Чаттанугу-чучу». Он всегда знал, кто, когда и в каком институте будет играть джаз, все собирались вокруг него и шли на танцы. Когда этот человек, посмотрев в спектакле на героя, прототипом которого он являлся, пришел ко мне в журнал «Юность», где я заведовал отделом сатиры и юмора, первое, что он спросил: «Слушай, отчего Бэмс у тебя такой грустный? Я же веселый…» Я ответил: «Это ведь всё фантазия, выдумка, литература…»».

О встрече с драматургом-абсурдистом Эженом Ионеско: «Во время разговора я спросил: «Господин Ионеско, знаете ли вы, что ваши руки по локоть в крови молодых советских драматургов?» Ему стало интересно, он заулыбался. Я пояснил: если приносишь пьесу, где прослеживается знакомство с театром абсурда, то принимающая инстанция может сказать: ну, это Ионеско какой-то. И для пьесы это смертный приговор».

О современном театре: «Не надо на зрителя давить — он отшатывается, когда начинаешь что-то грубо ему навязывать. Знаете, как в дореволюционной рекламе писали: «Наше слабительное действует нежно и тонко, не прерывая сна». Вот так и в театре. Театр должен вложить свое послание, мысли и даже, может быть, свой пафос, но под видом ненавязчивого разговора со зрителем. Тогда он будет восприниматься. Так дают лекарства детям. Было время, когда надо было открыто говорить и расставлять акценты: кто хуже, кто лучше. Но это время прошло. Сейчас нельзя общаться с публикой как с дурочкой, которая ничего не знает».

Из письма Евгения Евтушенко в русский ПЕН-центр: «Господа руководители Пен Клуба, кто бы вы ни были сейчас, это Ваш прямой долг сделать все, употребить все общественные рычаги, чтобы помочь Славкину. Не дай Бог, угодить в психушку, они еще никому не помогали в нашей стране, а, увы, иногда и используются как инструмент отбора жилплощади. Я даю Вам разрешение использовать мою подпись во все высшие инстанции по поводу Славкина, писателя, создавшего когда-то незабываемую пьесу о так называемых стилягах с незабываемым Альбертом Филозовым в главной роли. <…>

Славкин — это знаковая фигура в нашей не только драматургии, но и в общественной жизни. Надо ему помочь быть окруженным заботой и, конечно, где будут понимать, с каким драгоценным человеком они имеют дело. Так что Попов в своем призыве к Пену полностью прав. Это дело Пена, и все его руководители должны действовать сообща и быстро».

5 фактов о Викторе Славкине:

  • Дядя Славкина работал трубачом в джаз-оркестре Леонида Утесова. Славкин рассказывал, что были времена, когда для легализации джаза Утесову приходилось читать отрывок из книги Горького, а потом, якобы, импровизировать на эту тему, исполняя композиции Элингтона.
  • Славкин был автором сценариев многих мультфильмов, последний из которых, «Гофманиада», был снят в 2008 году. Среди других его работ: «Тир», «Юбилей», «Черно-белое кино», «Большой подземный бал», «Если бы я был моим папой», «Расскажите сказку, доктор».
  • Виктора Славкина связывали многолетние дружеские отношения с писателем Василием Аксеновым. Славкину принадлежит фраза: «Все мы вышли из джинсов Аксенова».
  • В 1998 году за работу над «Старой квартирой» Славкин  был удостоен премии ТЭФИ.
  • Виктор Славкин несколько десятилетий вел уникальный дневник, в котором фиксировал свои встречи и разговоры с ровесниками и коллегами по литературному поприщу. За его жизнь накопилось 40 тетрадей. После смерти драматурга его дневник «с дружеским тщанием» разобрал и исследовал Марк Розовский. В итоге увидела свет посмертная книга Виктора Славкина «Разноцветные тетради «Записи на обратной стороне жизни»».

 

Материалы о Викторе Славкине:

Виктор Славкин: Абсурд с социалистическим лицом

Интервью Виктора Славкина журналу «Сеанс»

Статья о Викторе Славкине в «Российской газете»

Статья о Викторе Славкине в Википедии

 


Источник