Мемория. Павел Бажов

27 (15) января 1879 года родился писатель Павел Бажов.

 

Личное дело

Павел Петрович Бажов (1879–1950) родился в семье мастера горного завода в уральском городе Сысерть. Учился в заводской школе, потом — в Екатеринбургском духовном училище, в Пермской духовной семинарии. После окончания учебы служил сельским учителем русского языка в деревне Шайдуриха Пермской губернии, затем – в Екатеринбурге и Камышлове.

С молодых лет собирал фольклор, в летние каникулы совершал с этой целью путешествия по Уралу. Первый архив записей Бажова погиб в Гражданскую войну. В 1918 году он поступил добровольцем в Красную Армию. Был секретарем партийной ячейки штаба 29-й Уральской дивизии, редактором газеты «Окопная правда».

После окончания Гражданской войны работал в редакции «Крестьянской газеты», также сотрудничал с другими уральскими изданиями: газетой «Советская власть», журналами «Рост» и «Штурм». Работа с письмами читателей: крестьян и рабочих с горных заводов – вновь пробуждает интерес Бажова к фольклору Урала. В 1924 году выходит сборник его очерков «Уральские были».

В 1936 году Бажов опубликовал первый из уральских сказов в своей литературной обработке – «Девка Азовка», а в 1939 году вышло в свет первое издание знаменитого бажовского сборника «Малахитовая шкатулка». В тот же год он был принят в члены Союза писателей.

Помимо литературного творчества Бажов долгие годы работал в Уральском книжном издательстве в качестве редактора, некоторое время занимал в нем должности главного редактора и директора. С 1940 года был председателем Свердловского отделения Союза писателей. С 1946 года – депутат Верховного Совета СССР от Красноуфимского избирательного округа.

Умер Павел Бажов 3 декабря 1950 года в Москве.

 

Чем знаменит

Мемория. Павел Бажов
Павел Бажов

Прославил Бажова сборник уральских сказов «Малахитовая шкатулка». Книга неоднократно переиздавалась, пополняясь новыми произведениями. Всего к концу жизни Бажова им было написано шестьдесят сказов. Хотя они были основаны на народной традиции, но были при этом авторским сочинением, где фольклорные образы Хозяйки Медной Горы, Великого Полоза, Огневушки-Поскакушки соседствовали с реалистическими героями (Данила-мастер, Танюшка и другие).

Книга «Малахитовая шкатулка» еще при жизни автора была переведена на английский, норвежский, французский, чешский и китайский языки.

О чем надо знать

Не так много известно о революционной деятельности Бажова. Между тем, он еще в семинарии участвовал в нелегальной группе, члены которой читали и распространяли запрещенную литературу. В 1905 году участвовал в акциях протеста. Был членом партии эсеров, в 1918 году вступил в партию большевиков.

Во время Гражданской войны Бажов был не только работником фронтовой газеты, но и участвовал в боевых операциях, попал в плен, бежал, работал в подполье на территории, которую контролировали белые.

 

Прямая речь

Не люблю длинных вещей. Мне кажется,  они похожи на  товарный  поезд.  Первый  десяток  вагонов  при  встрече  пропускаешь  с удовольствием,  с  любопытством,  дальше полоса  безразличия,  а еще  дальше думаешь, когда же это кончится… То ли дело  коротышка. Ее одолеть легко, а отдача тоже бывает,  и неплохая, если коротышка сделана.

Из письма Е. А. Пермяку (1946)

Большинство сказов книги П. Бажова объединяет одна верная и счастливая народная идея. Эта идея заключается в том, что добро природы дается лишь в добрые, рабочие руки; в руках врагов и хищников народа это добро может находиться лишь временно и ненадежно. Здесь есть точное ощущение всемирного исторического нравственного закона: жизнь и работа людей вскоре, с течением времени, приведет их к счастью и высокой судьбе, то есть, что история обязательно прогрессивна. Природа и ее «магические» силы словно идут навстречу этому желанию добрых, то есть трудящихся людей, — в этом и состоит вся «сказочность» книги П. Бажова. На самом же деле «магия» заключается в работе людей и в их воле к своему счастью и освобождению — в этом содержится правда сказочной книги «Малахитовая шкатулка».

Андрей Платонов

Бажов  неустанно  работал  над языком и стилем своих сказов. Если в его ранних произведениях еще можно обнаружить известные излишества в обыгрывании особенностей  местного  говора,  в употреблении областных словечек и речений (это  относится  к  очеркам  «Уральские были», к повести «Зеленая кобылка» и ряду ранних сказов «Малахитовой шкатулки»), то в дальнейшем писатель, отнюдь не  порывая  с  народной  речевой  основой  своих  сказов,  отходит  от этих увлечений и упорно трудится, стремясь достичь все большей ясности и образной полноты  слова. П. Бажов любил и хорошо знал живую русскую народную речь. Он рассматривал ее в движении, в непрестанном развитии, внимательно изучал, что и как в ней отсеивается или закрепляется великим художником — народом. Работе  по  расширению словарного состава сказов, по использованию всех речевых  возможностей  народного  русского  языка  писатель придавал большое значение.

Л. Скорино

10 фактов о Павле Бажове

  • Работая в газетах, Бажов использовал целый ряд псевдонимов. Так как его фамилия родственна диалектному глаголу «бажить», имеющему значение «колдовать», он придумал псевдоним Колдунков. Псевдоним Чипонев означал «читатель поневоле». Использовались также фамилии Хмелинин, Осинцев и Старозаводский.
  • Как вспоминает Ярослав Голованов, нож для разрезания бумаг у Бажова был сделан из малахита.
  • Сказы «Солнечный камень», «Богатырева рукавица» и «Орлиное перо» посвящены В. И. Ленину.
  • Еще один исторический персонаж в сказах Базова – Ермак («Ермаковы лебеди»).
  • В 1930-х годах Бажова дважды исключали из ВКП(б), но потом вновь восстанавливали.
  • Хозяйка Медной Горы была известна в уральском фольклоре также под именами Малахитница, Горная  матка,  Каменная  девка,  Золотая  баба, девка Азовка, или же в мужском обличье –  Горный  дух,  Горный  старец,  Горный  хозяин.
  • У Данилы-мастера из сказов Бажова был реальный прототип Данила Зверев.
  • По мотивам сказов Бажов создано много произведений. Самые известные из них –  кинофильм «Каменный цветок», опера К. Молчанова «Каменный цветок», балет С. Прокофьева «Сказ о каменном цветке», симфоническая поэма А.Муравьева «Азов-гора».
  • На гербе города Полевской Свердловской области на фоне зеленого (малахитового) цветка изображена ящерица в короне – Хозяйка Медной Горы.
  • В 2007 году была опубликована фантастическая книга Fortune’s Fool Мерседес Лэки, в которой использовано много образов из русских народных и литературных сказок. Наряду с Бабой-Ягой, Коньком-Горбунком и русалками там есть и Хозяйка Медной Горы.

Материалы о Павле Бажове

Статья о Павле Бажове в русской Википедии

Статья о Павле Бажове в энциклопедии «Кругосвет»

Павел Бажов в проекте «Хронос»

Сочинения в библиотеке Мошкова

Сайт, посвященный Бажову


Источник