Мемория. Николай Каретников

28 июня 1930 года родился Николай Каретников, композитор-авангардист.

 

Личное дело

Николай Николаевич Каретников (1930-1994) родился в Москве в артистической семье: его отец был артистом Московской оперетты, преподавал вокал, бабушка — оперная певица Мария Адриановна Дейша-Сионицкая, выступала в Императорской опере. Пела вместе с Фёдором Шаляпиным, написала популярную среди вокалистов книгу «Пение в ощущениях».

Николай учился в Центральной музыкальной школе при Московской консерватории им. П. И. Чайковского у Виссариона Шебалина и Татьяны Николаевой, по окончании которой  продолжил образование в Московской консерватории. Окончил консерваторию по классу композиции в 1953 году. В том же году написал ораторию «Юлиус Фучик», принесшую ему первую известность

В 1957 году в Москву приехал канадский пианист Гленн Гульд, исполнивший сочинения Шёнберга и Берга. Знакомство с творчеством этих композиторов оказало решающее влияние на всю последующую жизнь Каретникова – он стал убежденным приверженцем Новой венской школы, на основе которой выработал свой собственный стиль.

В том же году композитор пришел к православию. Его первым пастырем был отец Николай Голубцов, который также в свое время был первым пастырем и отца Александра Меня.

В конце 1950-х Каретников вошёл в кружок музыкантов-авангардистов, открывших для себя додекафонию (техника композиции на основе 12-тонового ряда). После этого он отказался почти от всех своих произведений, написанных до 1959 года,  положив началом своего творческого пути Третью Симфонию (1959).

Если созданный в 1956 году ранний балет Каретникова «Геологи», поставленный в Большом театре Владимиром Василёвым и Натальей Касаткиной, был достаточно тепло встречен публикой и критиками, то поставленный там же в 1962 году его балет «Ванина Ванини» и последующие произведения, написанные в технике европейского модернизма, подверглись жёсткой критике со стороны Союза композиторов и в течение многих лет не исполнялись.

«Неприятности начались в шестьдесят втором. Какое-то время я держался, надеялся, еще не оценивая серьезности ситуации, в которой оказался. Тратил нервы, пытался пробить стену всеобщего умолчания, образовавшуюся после постановки балета «Ванина Ванини». К началу шестьдесят пятого последние надежды рассеялись. Отчаяние стало полным», — вспоминал композитор.

Отдалившись от официальных течений музыкальной жизни, Каретников ушел во «внутреннюю эмиграцию». До второй половины 1980-х источником средств к существованию для него стало написание музыки для кино и театральных постановок.

Параллельно с середины 1960-х и до конца 1980-х годов Каретников работал над двумя масштабными произведениями, ставшими вершиной его творчества, ― операми «Тиль Уленшпигель» (1965—1985, либретто совместно с Павлом Лунгиным) и «Мистерия апостола Павла» (1970—1987, либретто совместно с драматургом и киносценаристом Семёном Лунгиным под патронажем отца Александра Меня).

«Тиль Уленшпигель», наполненный религиозной мистикой и политическими аллегориями, не имел шансов быть поставленным на официальной сцене. В 1988 году удалось сделать лишь студийную запись этой оперы для не состоявшегося в итоге телеспектакля Анатолия Эфроса. «Тиль Уленшпигель» был поставлен впервые только в 1993 году в Билефельдском оперном театре в Германии.

В последние годы жизни композитор вновь обратился к инструментальной и духовной музыке, оставив после смерти неоконченной Вторую камерную симфонию.

Николай Каретников скончался 9 октября 1994 года в Москве. Похоронен на Кунцевском кладбище.

 

Мемория. Николай Каретников
 
Николай Каретников
youtube.com

Чем знаменит

Николай Каретников — один из основоположников и ярчайший представитель отечественного послевоенного авангарда.  Его музыка не признавалась официальными  властями и при жизни Каретникова исполнялась крайне редко, так что его можно назвать самым неизвестным из крупнейших российских композиторов

Не имея возможностей для публичного исполнения своих произведений, композитор был вынужден писать музыку для театральных постановок и кинофильмов (более 40 драматических спектаклей и 70 кино- и телефильмов). В частности, написал по заказу кинорежиссеров Алова и Наумова ставшую классикой музыку к двухсерийному фильму-эпопее «Бег» (1970) по Михаилу Булгакову и четырехсерийному фильму  «Легенда о Тиле» (1976). Юрий Любимов в Театре на Таганке поставил в сопровождении музыки Каретникова грандиозный спектакль «Десять дней, которые потрясли мир» (1965) по Джону Риду.

Среди других известных картин и постановок, в которых звучит музыка композитора ― «Скверный анекдот» (1965), «Прощай, шпана замоскворецкая…» А.Панкратова (1987), «Заговор Фиеско в Генуе» (1977, Малый театр) Л.Хейфица, «Тевье-молочник» (1985, Центральное ТВ) С.Евлахишвили и многие другие.

Каретников также является автором балета «Крошка Цахес, по прозванию Циннобер», четырех симфоний, двух камерных симфоний, камерной и фортепианной музыки.

 

О чем надо знать

Каретников был одним из немногих композиторов в СССР, сочинявших церковную музыку. Он создал циклы «Восемь духовных песнопений. Памяти Бориса Пастернака» (1969—1989) и «Шесть духовных песнопений для мужского хора» (1992). Тексты всех песнопений канонические и исполняются на старославянском языке.

«К Господу я пришел благодаря Баху. А в пятьдесят четвертом году купил пластинки с записью «Страстей по Матфею» и для того, чтобы понять, как музыка Баха соотносится со словом, вновь открыл Евангелие. Впервые я читал великую Книгу в семнадцать лет. Тогда я отнесся к Новому Завету так, как рекомендует Анатоль Франс: «Корявая арамейская литература, полная противоречий». Таковым я его, по неразумению, и воспринял. В двадцать четыре года, когда вновь раскрыл Евангелие, чтобы слушать Баха, мне стало ясно, что его музыка соответствует не слову, а духу слова. Потом, после многих прослушиваний с Евангелием в руках, слово отделилось от музыки, и я начал воспринимать его так, будто оно специально для меня и написано», — рассказывал Каретников.

 

Прямая речь

О своем разрыве с официальной музыкой: «С приходом к вере сама возможность какого-либо компромисса с властью начинала вызывать чрезвычайную брезгливость. Это крайне затрудняло пребывание в социуме. Чтобы выжить, надо было найти себе некую экологическую нишу. Я перестал бывать в Союзе композиторов и появился в нем только в восемьдесят девятом году, после двадцатипятилетнего отсутствия. Меня, естественно, к этому времени совершенно забыли. Нет композитора Каретникова, есть только кинокомпозитор».

Российско-американский пианист Владимир Фельцман о Николае Каретникове: «В русской советской музыке второй половины XX века Каретников удивительное явление. Его бескомпромиссность, верность идеалам и уверенность в истинном пути, по которому он шел, действительно удивительны. Качество его музыки чрезвычайно высокое, причем постоянно высокое. «Мистерия апостола Павла» шедевр. Каретников еще будет оценен по достоинству — нужны дистанция, время».

Сын композитора Антон Каретников об отце и его «Мистерии апостола Павла»: «Он родился уже с определенным музыкальным материалом, который он хотел выразить этим произведением. Работа над ним длилась почти 30 лет. Она была закончена в 1987 году. Поскольку музыкальный язык достаточно сложный, в этой технике такие большие и сложные полотна быстро не пишутся. Ну, и потом отец был перфекционистом, он оттачивал каждый такт. Произведение, в котором использованы додекафонная техника или серийная, оно, безусловно, легче для восприятия слушателей. Они очень позитивно отнеслись к этому произведению. Еще в 60-е годы, когда не было подобной практики площадного театра, интеллектуального и визуального театра, Каретников придумал это произведение для открытой площадки и для открытой аудитории с применением тех средств визуального театра, которые сейчас используются в шоу-бизнесе и других ультрасовременных театрах. То есть мультимедиа, проекции, спецэффекты, огромная машинерия, задействование городского ландшафта это здесь все подразумевалось. Максимальное использование цветовой партитуры, пластики, нюансов. Поскольку музыка гиперреалистична, то он не подразумевал в ней реализма постановки в общепринятом представлении. Это сугубо театральное произведение, которое рассчитано на постановку»

 

6 фактов о Николае Каретникове

  • С 1962 по 1990 годы Каретников был прихожанином отца Александра Меня. «С первой встречи я отдал ему свое сердце, и наши отношения, отношения пастыря и пасомого, продолжались до дня его трагической гибели», — вспоминал композитор.
  • Именно под влиянием отца Александра Меня, подавшего ему идею для сюжета, Каретников 17 лет – с 1970 по 1987 годы — сочинял оперу «Мистерия апостола Павла», полностью основанную на главах из Библии. Композитор писал ее  «…для Господа и для себя», понимая, что опера на религиозный сюжет противоречит господствовавшей в СССР атеистической идеологии, и на ее постановку на родине даже не рассчитывал. Мировая премьера «Мистерии апостола Павла» состоялась только год спустя после смерти композитора – в Германии, в кирхе Ганновера, в 1995 году. Дирижировал Валерий Гергиев. В России «Мистерия апостола Павла» была поставлена только в 2010 году в Мариинском театре.
  • Николай Каретников был крёстным отцом Александра Галича.
  • Композитор является автором книг воспоминаний «Темы с вариациями» (1990) и «Готовность к бытию» (1992). Среди героев его новелл – Шостакович, Галич, Сахаров, отец Александр Мень.  К настоящему времени «Темы с вариациями» выдержали два издания в России, выпущены в переводах во Франции и Японии.
  • За год до смерти – в 1993 году – Каретников был удостоен звания Заслуженный деятель искусств Российской Федерации.
  • В 1997 году профессор Ростовской государственной консерватории А. Я. Селицкий опубликовал монографию о композиторе «Николай Каретников. Выбор Судьбы: исследование».

 

Материалы о Николае Каретникове

Биография Николая Каретникова

«Прорыв из глухого молчанья».

Композитор Николай Каретников и протоиерей Александр Мень

А. Я. Селицкий. «Николай Каретников. Выбор судьбы»

Статья о Николае Каретникове в энциклопедии «Всемирная история»

Статья о Николае Каретникове в Википедии


Источник