Мемория. Надежда Румянцева

9 сентября 1930 года родилась актриса Надежда Румянцева.

 

Личное дело

Надежда Васильевна Румянцева (1930-2008) родилась в селе Потапово Смоленской области в рабочей семье. Отец Василий Григорьевич Румянцев работал проводником на поездах дальнего следования. У него были очень длинные маршруты — до Владивостока и Пекина, так что в семье его порой не видели месяцами. Мать Ольга Всеволодовна была домохозяйкой, любила танцы и кино, именно она и привила дочери любовь к искусству.

Когда девочке исполнился год, семья перебралась в Подмосковье, где отец получил дом в поселке Жаворонки. Здесь и прошли ее детские годы. «Я росла в очень простой и хлебосольной семье. Дом всегда был полон гостей. На столе стояли простая картошка, капуста и огурцы, но делалось это с таким радушием», — вспоминала Надежда о своем детстве.  В доме у Румянцевых всегда были кошки, собаки и куры. Особого достатка в семье не было, жили трудно. Особенно тяжело пришлось во время войны, когда отца призвали на фронт, откуда он вернулся с тяжелым ранением.

В школе Румянцева училась на «отлично», хотя за свое взбалмошное поведение считалась сорванцом. Одноклассники прозвали  ее «артисткой» — она ходила на пение, гимнастику и участвовала в художественной самодеятельности. Надежда даже организовала из одноклассников агитбригаду. Вместе они посещали  окрестные госпиталя и выступали перед ранеными.

После школы Румянцева однозначно решила стать актрисой, но долгое время выбирала, куда поступить. «В 17 лет я выглядела на 14. Я знала о приеме в школу-студию МХАТа, но там работали мастера — Тарасова, Грибов, Массальский… А в Вахтанговском все стройные, длинные девушки играют принцессу Турандот. И вдруг Детский театр: мышка-норушка, терем-теремок. Это мое», — рассказывала впоследствии актриса. Она поступила в школу-студию при Центральном детском театре.

Уже на первом курсе её пригласили на главную роль в репертуарный спектакль «Я хочу домой». Ольга Пыжова, которая на тот момент была художественным руководителем Центрального детского театра, в своих мемуарах вспоминала: «Мы с Борисом Владимировичем Бибиковым ставили пьесу Сергея Михалкова «Я хочу домой». В фойе, через которое мы проходили на репетицию, учащиеся студии занимались сценическим движением. Одна из девочек выполняла танцевальные «па» с необыкновенной серьезностью и вниманием. В коротеньком платьице, она была похожа на тоненькую стрекозку… Этот день для Нади во многом стал решающим. Борис Владимирович настоял, чтобы роль Иры Соколовой, на которую мы никак не могли найти исполнительницу, поручили самой юной студентке студии — Румянцевой».

В 1950 году спектакль «Я хочу домой» был награжден Сталинской премией третьей степени. О начинающей актрисе заговорили. «Роль этой девочки трогательно, с поражающей естественностью играет молодая актриса Н.Румянцева», — писал о постановке Лев Кассиль в «Литературной газете».

После того, как школа-студия Детского театра закрылась, Ольга Пыжова предложила Румянцевой место на актерском факультете Государственного института театрального искусства имени Луначарского, правда, сначала только вольного слушателя. Но уже через год Румянцева стал полноценной студенткой ГИТИСа. На тот момент она уже числилась во вспомогательном составе труппы Центрального детского театра. Ее театральный репертуар пополнился ролями Иринки в спектакле «Её друзья» и храброй Маши в спектакле «Репка».

В 1952 году Надежда дебютировала в кино в роли Маруси Родниковой в фильме «Навстречу жизни», вскоре после этого снялась в картине «Алёша Птицын вырабатывает характер». Однако руководство театрального института придерживалось правила, что студенты, снимающиеся в кино, сразу исключаются. В итоге молодую актрису исключили за нарушение правил. В том же году уволили и из театра.

Её снова выручила Ольга Пыжова, которая вместе с мужем устроилась преподавать во ВГИК. Туда и поступила Румянцева сразу на третий курс.

Надежда Румянцева окончила ВГИК в 1955 году. В том же году стала актрисой Театра-студии киноактёра и снялась сразу в трех картинах: «Морской охотник», «Мексиканец» и «Сын». За ними последовала работа в фильмах: «Море зовет», «Звездный мальчик», «Гори, гори, моя звезда», «Очередной рейс» и других. В течение следующих двенадцати  лет актриса  каждый год снималась минимум в одном, а иногда и в нескольких фильмах.

Прославилась она после выхода ленты Юрия Чулюкина «Неподдающиеся», в которой сыграла Надю Берестову – маленькую активистку, решившую перевоспитать пару отъявленных лентяев.  В 1959 году фильм занял в советском прокате 10-е место, собрав около 30 миллионов зрителей.

В 1961 году вышел в свет еще один фильм Чулюкина — «Девчата», ставший звездным для Надежды Румянцевой. Во время съемок никто из членов съемочной группы и предположить не мог, что они снимают классику, и после выхода картины исполнителям главных ролей буквально не будут давать прохода на улице. Начальство картину не одобрило, сочтя ее слишком простой, так что громкой премьеры не было: фильм вышел в неудобное время и в кинотеатрах второго плана. Но молва о картине сразу широко разошлась, на нее старались попасть всеми силами. Сразу же после выхода «Девчат» фильм буквально разобрали на цитаты.

К актрисе пришла и мировая известность. В 1962 за роль Тоси Надежда Румянцева получила специальный приз кинофестиваля в Мар-дель-Плато «За лучшее исполнение женской роли». Фильм также был награжден почетным дипломом Эдинбургского кинофестиваля в Шотландии, и отмечен на Международном фестивале фильмов для молодежи в Канне. А в европейских газетах Надежду Румянцеву сравнивали с Джульеттой Мазиной.

В следующем году она играет еще одну культовую роль — Людмилу Добрыйвечер в фильме «Королева бензоколонки». После этого кинофильма «все маленькие курносые девчонки узнали, что и они могут стать кинозвёздами».

В 1963 году Румянцева получила звание заслуженной артистки РСФСР.

После «Девчат» Румянцева снялась еще в двух десятках картин, самой заметной ролью из которых стала Раиса в фильме «Женитьба Бальзаминова».

В 1966 году вышел фильм «Крепкий орешек» – кинокомедия о Великой Отечественной войне, в которой Румянцева сыграла сержанта женского батальона ПВО. Сценарист Ефраим Севела за два месяца до окончания съемок эмигрировал, после чего картина подверглась показательной порке. В прессе устроили разгром, и с полки полную версию фильма сняли лишь в 1994 году.

Еще в 1965 году Надежда познакомилась с армянином Вилли Хштояном, сотрудником Министерства внешней торговли. Познакомились они случайно на дне рождения общего знакомого — сотрудника Внешторга. Официально же поженились в 1969 году. Ради мужа Румянцева пожертвовала собственной артистической карьерой и никогда об этом не жалела. «Мой главный долг — быть рядом с мужем. Я хорошо усвоила, кто у нас глава семьи (для армянина это особенно важно). Он не должен говорить: «Я муж Нади Румянцевой». Это я должна говорить: «Я жена Вилли Вартановича»», — рассказывала актриса.

В конце 1960-х годов Румянцева практически перестала сниматься в кино, поскольку подолгу жила за границей, сопровождая в зарубежных командировках мужа, который  был направлен торговым представителем СССР сначала в Малайзию, а потом в Египет. Как вспоминал впоследствии Хштоян, она очень серьезно отнеслась к роли жены дипломата, выучила французский и английский и даже переводила на иностранные языки русские анекдоты, чтобы на официальной встрече или во время приема разрядить обстановку шуткой.

«На каком-то приеме смотрю, вокруг жены образовалась толпа. Я своему сотруднику говорю: «Пойди, проверь, что там Надя рассказывает». Он проверил: «Все нормально, Надежда Васильевна травит анекдоты»», — вспоминал дипломат.

Румянцева сумела подружиться с дочерью Хштояна от первого брака Кариной и много времени уделяла ее воспитанию, а позже и воспитанию ее сына, своего внука

В СССР они вернулись только в конце 70-х годов. Надежда Румянцева снялась еще в пяти фильмах. Удачно сложилась ее карьера на Центральном телевидении: несколько лет каждое воскресное утро она вела телепередачу «Будильник», на которой выросли тысячи советских детей.

В 1996 году двое преступников пытались ограбить квартиру Хштоянов. Муж Румянцевой, который в молодости занимался боксом, задержал грабителей, но один из них успел ударить Надежду по голове. После этого до конца жизни ее преследовали сильные головные боли, от которых она иногда даже теряла сознание. По другим источникам, головные боли у Румянцевой начались после того, как она, гуляя с собакой,  упала, сильно ударившись головой.

В последние годы своей жизни Надежда Румянцева вела достаточно тихую и уединенную жизнь. Она практически совсем отошла от кинематографа, всё время посвящая семье: мужу, дочери Карине и внуку. В 2000-х годах актриса снялась в нескольких лёгких фильмах, но роли эти были не очень заметными.

Головные боли у актрисы становились все сильнее. В итоге у нее обнаружили опухоль мозга. Некоторые считали, что ее могла спровоцировать полученная травма. Как рассказывал супруг Надежды Румянцевой, о своем диагнозе она узнала за полтора года до смерти, приняла его спокойно, продолжала жить и заниматься любимым хобби — цветоводством.

Надежда Румянцева скончалась 8 апреля 2008 года в московской больнице. До последнего рядом с ней находился ее муж Вилли Хаштоян, с которым актриса прожила более 40 лет. Похоронена на Армянском кладбище (филиал Ваганьковского кладбища).

 

Мемория. Надежда Румянцева
 
Надежда Румянцева

Чем знаменита

«Хрупкая, непосредственная, веселая, миниатюрная, большеглазая» — наиболее часто встречающиеся эпитеты в материалах про Надежду Румянцеву. Ее называли «Чарли Чаплином в юбке» за огромный комический талант и трогательную нелепость ее персонажей. 

Румянцева создала в советском кинематографе целый ряд запоминающихся девичьих образов. Её героини — озорные, целеустремлённые, прямодушные полудевушки — полувзрослые. Одни из лучших ролей — Надя Берестова в фильме «Неподдающиеся», Людмила Добрыйвечер в комедии «Королева бензоколонки», Рая Орешкина в фильме «Крепкий орешек» и, конечно же, принципиальная «пигалица» Тося Кислицына в картине  «Девчата».

 

О чем надо знать

Надежда Румянцева была блестящим мастером дубляжа, много занималась озвучиванием как советских, так и зарубежных фильмов. Именно её голосом говорят Нина (роль Натальи Варлей) в «Кавказской пленнице», Николь (роль Одри Хепбёрн) в «Как украсть миллион», Зита и Гита в «Зите и Гите», Мария в «Звуках музыки» и Гюльчатай в «Белом солнце пустыни».

Румянцева озвучила почти все женские персонажи культового телесериала «Твин Пикс», фильма «Терминатор», а также знаменитую «Рабыню Изауру»

Также актриса с удовольствием озвучивала мультфильмы. В частности, ее голосом говорят  Мартышка в анимационном сериале «38 попугаев», Суок в «Трех толстяках» и Билли в «Утиных историях».

Многие ошибочно полагают, что Зайца из «Ну, погоди!» также озвучивала Надежда Румянцева, но на самом деле этот персонаж говорит голосом Клары Румяновой.

 

Прямая речь

Об отказах сниматься в современных картинах: «Я лучше поеду сажать цветы на даче, чем буду тратить время на такие фильмы. Актер должен нести людям свет, добро, надежду и любовь. Если этого нет, тогда зачем такое кино».

Актриса Людмила Гнилова о Надежде Румянцевой: «Рядом с ней невозможно было грустить. Надя – это всегда улыбка, всегда радость. Однажды мы поехали навестить заболевшую подругу, в автобусе не было мест. Надю сразу узнали, и все поднялись и уступили места – как будто Надя могла занять сразу столько мест. Соседи её знали и любили. Приедешь, спросишь, как пройти, – и сразу подскажут: «А, Тося Кислицына? Ну, пойдем, дочка, провожу». Продавщицы оставляли товар и показывали дорогу. На рынке все даром отдавали. Ведь Надя – это счастье. Вы знаете, такого человека невозможно представить неживым».

 

6 фактов о Надежде Румянцевой:

  • Надежда Румянцева была ростом 151 сантиметр.
  • При поступлении в детский театр-студию Румянцева приготовила знаменитый монолог Фамусова из «Горя от ума», но оказалось, что в приемной комиссии сидел актер Иван Воронов, который как раз и прославился этим самым монологом. Надежда так растерялась, что стала буквально выкрикивать свои реплики, ходя из угла в угол, периодически прикрывая на себе воображаемый распахнутый халат, а в конце сорвала с себя панаму и затоптала её ногами. Членам комиссии так понравилось её выступление, что девушку приняли на учёбу одной из первых. Правда, память об этом осталась с Румянцевой надолго: когда она, уже будучи состоявшейся актрисой, приходила на репетиции, коллеги в шутку говорили: «О, Фамусов пришел!».
  • Первым мужем Надежды Румянцевой был театральный актер Владимир Шурупов. «Мы поженились, когда заканчивали институт, и никто из себя ничего не представлял. И вдруг ему предложили поехать под Свердловск, в закрытый атомный городок. А я только начала сниматься. И сказала: «Володь, ну ты можешь себе представить: я уеду, буду там играть, но кто это будет видеть? Допустим, мы десять лет там проработаем, а потом вернемся. И кому мы будем потом нужны? » Но Володя быстренько собрался», — вспоминала актриса. Вскоре они с Шуруповым развелись.
  • Румянцева ушла из детского театра, потому что поняла «выгоду» кино. Как сама актриса  рассказывала художнику и историку моды Александру Васильеву, главным стало то обстоятельство, что в кино есть крупный план, которого театр не дает. Она считала, что мимика её лица позволила ей в кино раскрыться как актрисе полнее, чем на театральной сцене.
  • Надежде Румянцевой был уже 31 год, когда она играла 18-летнюю Тосю Кислицыну в фильме «Девчата» и 32 года, когда она снялась в роли 17-летней Людмилы Добрыйвечер в фильме «Королева бензоколонки».
  • Фильм «Королева бензоколонки» снимался на территории реально существовавшей в то время АЗС в украинском городе Пирятин (Полтавская область) на трассе Киев — Харьков. Заправка действует и по сегодняшний день под торговой маркой «Татнефть», хотя и оформлена в более современном стиле.

 

Материалы о Надежде Румянцевой:

Биография Надежды Румянцевой

«Пигалица» с характером.

Надежда Румянцева: «Актер должен нести людям свет, добро, надежду и любовь».

Страница семьи Румянцевых

Статья о Надежде Румянцевой в Википедии


Источник