Мемория. Георгий Товстоногов

28 сентября 1915 года родился режиссер Георгий Товстоногов

 

Личное дело

Георгий Александрович Товстоногов (1915-1989) родился в Тифлисе (по официальной версии) в семье видного инженера-железнодорожника, при царе занимавшего высокий пост в Министерстве путей сообщения. Мать — грузинка Тамара Папиташвили, была певицей, училась в Санкт-Петербургской консерватории.

Георгий очень рано пошел в школу и окончил ее в 15 лет. В детстве часто ходил в театр (его дядя был артистом), а в школе организовал драматический кружок. После школы поступил в Тбилисский железнодорожный институт, где отец занимал должность заведующего кафедрой эксплуатационного факультета. Но, проучившись два года, понял, что это не его и что его призвание – театр.

В 1931 году Георгий устроился актёром и ассистентом режиссёра в Тбилисский русский Театр юного зрителя, художественным руководителем которого был основатель детского театра в Грузии Николай Маршак.

В 1933 году Товстоногов поставил в ТЮЗе свой первый спектакль — «Предложение» (А. П. Чехов). В том же году поступил на режиссёрский факультет ГИТИСа, где учился у известных театральных режиссёров Андрея Лобанова и Алексея Попова. При этом он продолжал работу в Тбилисском ТЮЗе, где каждый год ставил как минимум один новый спектакль. За время учебы поставил там спектакли «Женитьба» Николая Гоголя (1934), «Музыкантская команда» Леонида Любашевского (1935), «Голубое и розовое» Александры Бруштейн (1936), «Троянский конь» Фридриха Вольфа (1937) и другие.

В 1937 году отец Товстоногова был репрессирован как японский шпион. В результате  Георгий как «сын врага народа» был отчислен с четвёртого курса. Спустя несколько месяцев он был восстановлен — после того, как Сталин произнёс знаменитую фразу «Сын за отца не отвечает».

В 1938 году Георгий Товстоногов окончил ГИТИС, после чего шесть лет — с 1938 по 1946 год —  проработал режиссёром Тбилисского русского драматического театра имени А. С. Грибоедова. Первой его постановкой там стали «Дети Ванюшина» по пьесе Сергея Найденова (1938). В этом театре молодой режиссер поставил ряд спектаклей, наибольший резонанс из которых получили «Кремлевские куранты» Николая Погодина (1940), «Парень из нашего города» Константина Симонова (1941), «Школа злословия» Ричарда Шеридана (1942), «Ленушка» Леонида Леонова (1943) и «Лисички» Лилиан Хеллман (1945).

В 1946 году Товстоногов перебрался в Москву. Был художественным руководителем Гастрольного реалистического театра (1946—1948), а также режиссёром Центрального детского театра (1946—1949), где поставил «Тайну вечной ночи» Игоря Луковского (1949, совместно с Анной Некрасовой) и «Где-то в Сибири» Ирины Ирошниковой (1949). 

Параллельно ставил спектакли в других театрах Москвы, а также в Русском драматическом театре в Алма-Ате.

В 1949 году Товстоногов переехал в Ленинград, где стал режиссёром, а в 1950 году — главным режиссёром Ленинградского театра им. Ленинского комсомола (ныне — Театр-фестиваль «Балтийский дом»). Именно работа в этом театре сделала его знаменитым.

Товстоногов выпускал в среднем по четыре спектакля за сезон, работая почти одновременно над несколькими пьесами. При этом практически  каждый спектакль становился значимым явлением театральной жизни.

Но настоящим событием для советской сцены стала «Оптимистическая трагедия» (1955) Всеволода Вишневского, поставленная Товстоноговым в 1955 году на сцене Ленинградского государственного академического театра драмы им. Пушкина (ныне Александринский театр драмы). Спектакль произвёл впечатление не только на театральную публику, но и на партийное руководство: в 1956 году театр показал «Оптимистическую трагедию» делегатам XX съезда КПСС.  Удостоенный позже Ленинской премии, этот спектакль сыграл важную роль в судьбе режиссёра.

В начале 1956 года Георгию Товстоногову было предложено стать главным режиссёром Большого драматического театра (БДТ) имени Максима Горького. Партийные органы Ленинграда уготовили ему роль спасителя этого «первого пролетарского театра», переживавшего тяжелые времена.

На тот момент БДТ находился среди аутсайдеров ленинградской театральной жизни, поскольку за предыдущие семь лет в нём сменилось четыре главных режиссёра, а порой он вообще работал без главного режиссёра, управляясь режиссёрской коллегией. Труппа, в которой было немало талантливых актеров, просто выживала неугодных режиссёров. В этих условиях у театра не было ни продуманной репертуарной политики, ни, соответственно, «своего» зрителя. Из-за крайне низкой посещаемости и непомерно раздутых штатов образовалась значительная финансовая задолженность, грозившая театру закрытием.

Товстоногов, уже сделавший себе имя, не сразу согласился на это предложение, но всё же 13 февраля 1956 года принял пост главного режиссёра БДТ. В марте того же года стал Народным артистом РСФСР.

Получив от руководящих инстанций широчайшие полномочия, он сразу начал с очень жестких мер, уволив более 30 актёров — почти треть труппы.  На своей первой встрече с коллективом, коснувшись темы «съедания» труппой предыдущих руководителей театра, Товстоногов заявил: «Я несъедобен! Запомните это: несъедобен!».

Первый год Товстоногов посвятил привлечению в театр зрителя. Он начал с легких комедий, в которых заблистали актеры, уже работавшие в труппе, — Нина Ольхина, Ефим Копелян, Кирилл Лавров, Владислав Стржельчик. Открывая новый сезон 1956 года, он выпустил в БДТ одну за другой три комедии: 21 сентября — «Шестой этаж» Альфреда Жери, 6 ноября — «Безымянную звезду» Михаила Себастьяна, а 31 декабря — спектакль «Когда цветет акация» Николая Винникова, ставший визитной карточкой обновленного БДТ. И добился своего – зритель пошел в театр. О необычных, веселых, музыкальных спектаклях заговорил весь город.  

В начале 1957-го настало время создания нового БДТ. Первым программным спектаклем «театра Товстоногова» стал представленный в марте «Эзоп» по пьесе Г. Фигейредо «Лиса и виноград». Режиссер поставил спектакль как «героическую комедию», центральным конфликтом которой стал выбор между свободой и рабством.

31 декабря 1957 года состоялась премьера спектакля «Идиот» Федора Достоевского, в котором князя Мышкина сыграл начинающий актер Иннокентий Смоктуновский. Эта постановка стала одним из самых значимых событий отечественного театрального искусства, «великой легендой русского театра XX века».

Годы спустя Товстоногов писал: «Нас не интересовала проблема власти денег в 60-х годах прошлого столетия, нас интересовало другое: Достоевский через образ Мышкина апеллирует к самым сокровенным тайникам человеческой души. От общения с кристально чистым и неизмеримо добрым человеком — князем Мышкиным — люди сами становятся чище и добрее. Доброта Мышкина побеждает многие низменные чувства окружающих его людей…».

Именно эта трактовка и сделала спектакль актуальным в годы хрущевской оттепели. «Для нашей сцены пятидесятых годов, — вспоминал сорок лет спустя Борис Зингерман, — князь Мышкин Смоктуновского, возможно, ещё более крупное событие, чем для англичан — Гамлет Скофилда. В русском театре первых оттепельных лет, первых, едва брезжущих надежд главной оказалась трагедия утописта, а не мстителя. Совсем другая, чем у Гамлета, направленность воли. Не покарать, не исправить век насилием, а вдохнуть в испорченное больное общество энергию сострадания, освободить людей от ненавистнических чувств».

Спектакль сразу стал легендой. Люди приезжали на него со всех концов Советского Союза, так что в прессе даже  замелькало слово «паломничество». Впоследствии многие — и театральные критики, и режиссёры, и актёры — называли «Идиот» Товстоногова самым сильным театральным потрясением в своей жизни.

В том же 1957 году Товстоногову было присвоено звание Народный артист СССР.

В 1959 году состоялись премьеры программных спектаклей «Пять вечеров» А. М. Володина и «Варвары» Максима Горького.

В 1960-е Товстоноговым были поставлены «Мещане» (1966) Максима Горького, «Океан» Александра Штейна (1961), «Перед ужином» (1962) и «Традиционный сбор» (1967) Виктора Розова, «Горе от ума» Александра Грибоедова (1962), «Еще раз про любовь» Эдуарда Радзинского (1964), «Поднятая целина» Михаила Шолохова (1964), «Три сестры» Антона Чехова (1965), «Король Генрих IV» Уильяма Шекспира (1969).

Спектакль «Мещане», также ставший легендой, не ходил со сцены БДТ тридцать лет.

В 1970-е годы Товстоногов поставил спектакли «Ревизор» Николая Гоголя (1972), «Ханума» Авксентия Цагарели (1972), «Прошлым летом в Чулимске» Александра Вампилова (1974), «Энергичные люди» Василия Шукшина (1974), «Протокол одного заседания» Александра Гельмана (1975), «Дачники» Максима Горького (1976), «Тихий Дон» Михаила Шолохова (1977), «Пиквикский клуб» Чарльза Диккенса (1978) и другие.

Одной из самых известных постановкок этого десятилетия стал спектакль  «История лошади», поставленный Товстоноговым в 1975 совместно с Марком Розовским по «Холстомеру» Льва Толстого. Ставший еще одной легендой театра спектакль о судьбе лошади, в котором актеры играли коней, шёл на сцене БДТ до середины 1990-х годов, пользуясь неизменным успехом. Евгений Лебедев, блистательно сыгравший Холстомера, говорил: «После этой роли я понял, что могу сыграть что угодно: шкаф, например, — весело ли ему стоять в квартире, или рояль, который ждет, когда кто-нибудь поднимет его крышку».

Также огромную популярность у зрителей получил поставленный Товстоноговым в московском «Современнике» спектакль «Балалайкин и К» (1973) по роману Михаила Салтыкова-Щедрина.

После окончания хрущевской оттепели над БДТ и его режиссером начали сгущаться тучи. Еще летом 1972 года после гастролей в Москве, прошедших с огромным успехом, в газете «Правда» появилась статья, значительная часть которой была посвящена «Ревизору». Автор обвинял Товстоногова в извращении классики. В те времена подобное выступление на страницах главного печатного органа страны было равносильно приговору. В начале января 1976 года режиссер был вызван в Ленинградский областной комитет партии, где заведующий отделом искусства обрисовал ему «порочную» линию репертуара БДТ: «Прошлым летом в Чулимске», «Энергичные люди», «Три мешка сорной пшеницы», «История лошади». Товстоногов прямо спросил: «Что же, мне подавать заявление об уходе?» И услышал в ответ: «На вашем месте я бы подумал об этом». Вернувшись в театр, режиссер сел писать  заявление об уходе – уже третье по счету. Первое он  готовил в 1965-м, после запрещения «Римской комедии», второе — в 1972-м после упомянутой статьи в «Правде».

Однако дать ход заявлению он не успел – вскоре завотделом искусства был смещен со своего поста, а инцидент «забыт». Вступилась Москва: партийному руководству Ленинграда посоветовали не разбрасываться такими режиссерами, как Товстоногов.

В 1980-е годы режиссер поставил спектакли «Волки и овцы» Александра Островского (1980), «Дядя Ваня» Антона Чехова (1982), «Амадеус» Петера Шеффера (1982), оперу-фарс «Смерть Тарелкина» Александра Сухово-Кобылина (1983), «Киноповесть с одним антрактом» Володина (1984),  комедию «На всякого мудреца довольно простоты» Александра Островского (1985).

12 октября 1987 года Товстоногов представил пьесу «На дне» Максима Горького, о постановке которой мечтал многие годы. Этот спектакль стал его последней премьерой.

23 мая 1989 года, возвращаясь из театра, Георгий Товстоногов скоропостижно скончался от сердечного приступа за рулем своего автомобиля, остановившись на светофоре недалеко от дома. Похоронен в Некрополе Александро-Невской Лавры Санкт-Петербурга.

 

Мемория. Георгий Товстоногов
 
Георгий Товстоногов
kinopoisk.ru

Чем знаменит

Георгий Товстоногов — один из режиссеров, определивший пути развития театра во второй половине XX века. Тридцать три года он возглавлял ленинградский Большой драматический театр, который стал настоящей «театральной Меккой» для нескольких поколений зрителей. Он создал театр, который на протяжении трех десятилетий неизменно оставался безусловным фаворитом отечественного театрального процесса. Его спектакли становились событием театральной жизни не только Ленинграда, но и всей страны.

 «Тем, кто не ходил в Большой драматический театр в 1960-1980-е годы, кто не был заражен этой болезнью — увидеть все спектакли, от гениальных «Мещан» и «Истории лошади» до проходных однодневок, — трудно представить значение этого театра для духовной жизни, его центральное место в ленинградской культуре, магию знаковой фамилии: Товстоногов», — отмечал писатель Игорь Золотусский.

Товстоногов собрал в своем театре ансамбль уникальных актерских индивидуальностей, составивших, по признанию многих театралов, лучшую драматическую труппу страны.

Критики часто называли БДТ Товстоногова «театром-монархией», а в театральных кругах по его поводу часто слышалось слово «диктатор». Он сам вызвал это слово к жизни своей знаменитой формулой «Театр — это добровольная диктатура». Он и был диктатором, воле которого подчинялись безоговорочно. Но основывалось это подчинение на силе таланта режиссера и непререкаемости его творческого авторитета.

Георгий Товстоногов вел большую преподавательскую деятельность. С 1957 года он почти три десятилетия преподавал в Ленинградском институте театра, музыки и кинематографии (ЛГИТМиК, ныне Санкт-Петербургская государственная академия театрального искусства). В 1960 году стал профессором, а в 1968 году получил звание доктор искусствоведения.

С 1962 года был заведующим кафедрой режиссуры. Среди учеников Товстоногова — режиссеры Лев Додин, Игорь Владимиров, Генриетта Яновская, Кама Гинкас, Вячеслав Гвоздков.

Написал две важные для российской театральной культуры книги по теории и практике режиссёрского творчества — «О профессии режиссёра» (1965) и «Круг мыслей» (1972). Также вышли его книги  «Современность в современном театре. Беседы о режиссуре» и «Зеркало сцены».

Товстоногов был лауреатом Ленинской премии (1958) и четырех Государственных премий СССР (1950, 1952, 1968, 1978). В 1983 году режиссер получил звание Героя Социалистического Труда.

В 1992 году имя Георгия Товстоногова было присвоено Большому драматическому театру.

 

О чем надо знать

В 1943 году Георгий Товстоногов женился на актрисе Тбилисского театра драмы Саломее Канчели. Брак продлился недолго — в 1945 году супруги разошлись, несмотря на рождение двоих детей. Причиной расставания стала неверность Саломеи.

Саломея Канчели после развода не захотела взять детей, боясь потерять роли в театре. Их старшему сыну Сандро было на тот момент полтора года, младшему Николаю — только четыре месяца, но мать отказалась даже докормить его.

В итоге заботу о детях Товстоногова взяла на себя его младшая сестра Натела, которой на тот момент было всего 18 лет. Натела отказалась от карьеры врача и всю жизнь посвятила семье и воспитанию детей – сначала сыновей брата, а потом и собственного сына, рожденного в браке с одним из ведущих актеров БДТ Евгением Лебедевым.

Натела Товстоногова никогда не занимала никаких официальных постов и никогда не работала официально в Большом драматическом театре, однако принимала деятельное участие во всем, что было связано с работой брата и мужа, и оказала достаточно большое влияние на развитие БДТ.

В 1950 актриса Ленинградского театра имени Ленинского комсомола Мария Милкова родила от Георгия Товстоногова сына Виктора. Мальчик получил фамилию матери.

В 1958 году Товстоногов женился на актрисе Театра имени Ленсовета Инне Кондратьевой, но и этот брак был недолгим и распался в 1962 году.

 

Прямая речь

О своем понимании задач театрального искусства: «Бывают спектакли-ответы, а бывают спектакли-вопросы. Я — за спектакль-вопрос».

А. Смелянский о спектакле «Пять вечеров»: «Простой володинской истории Товстоногов поставил историческое дыхание. Может быть, в этом была вообще сильнейшая сторона его режиссуры. Его дарование было эпического склада, его спектакли не зря называли сценическими романами. За любой пьесой, будь то классика или современная драма, он умел увидеть огромный кусок жизни, который служил этой пьесе источником… Режиссёрский приём как демонстрацию своей изобретательности Товстоногов презирал. Он не любил слово «концепция», предпочитал другое слово — «разгадка»»

Режиссер Кама Гинкас о Товстоногове-преподавателе: «Школа, которую он дал, — мой скелет, на нем держится мое личное «мясо», может быть, мое личное лицо, но скелет – его.  Много лет, почти всю свою творческую жизнь я пытался «преодолеть» этот скелет. Я хотел быть выше, стройнее, я хотел быть более изящным, менее мослатым, менее плотским – не могу!».

 

7 фактов о Георгии Товстоногове:

  • Официально считается, что Товстоногов родился в Тифлисе, однако младшая сестра режиссёра Натела, местом его рождения называет Петроград, где семья жила на Фурштатской улице. Лишь в 1919 году Товстоноговы, по ее свидетельству, спасаясь от ужасов революции, переселились в Тифлис.
  • Когда Георгий Товстоногов приехал в Москву поступать на режиссёрский факультет, то добавил себе два года к возрасту. Спустя десятилетия у знаменитого режиссера  возникли проблемы с празднованием юбилея: по документам он родился в 1913 году, а на самом деле — в 1915 году. На протяжении всей дальнейшей его жизни официально годом рождения Товстоногова считался 1913-й, от этого года отсчитывали круглые даты для присуждения высших наград, и отмечали их дважды — официально и неофициально.
  • Во время учебы в ГИТИСе Товстоногов смотрел до ста театральных постановок в год.
  • В 1966 году режиссер подписал открытое письмо деятелей науки, литературы и искусства в адрес Л. И. Брежнева о недопустимости частичной или косвенной реабилитации И. В. Сталина и о необходимости предания гласности фактов «совершённых им преступлений»
  • Георгий и Нателла Товстоноговы всю жизнь звали друг друга Гога и Додошка. При этом режиссера называли Гогой не только в семье или среди друзей, но и за глаза в широком театральном кругу.
  • Любимой пьесой  Георгия Товстоногова был «Вишневый сад» Чехова. Но он так и не поставил ее — не нашел ту актрису, которая смогла бы сыграть Раневскую.
  • Товстоногов коллекционировал театральные маски – собирал их, привозил отовсюду, и очень гордился своей коллекцией.

 

Материалы о Георгии Товстоногове:

Георгий Александрович Товстоногов. К столетию со дня рождения

Товстоногов Георгий Александрович: Театр его диктатуры

Интервью с Нателой Товстоноговой

Биография Георгия Товстоногова на сайте Кино-Театр.ру

Биография Георгия Товстоногова на сайте РИА Новости

Статья о Георгии Товстоногове на сайте БДТ

Статья о Георгии Товстоногове в Википедии

 


Источник