Мемория. Алексей Толстой

5 сентября 1817 года родился поэт, писатель и переводчик Алексей Константинович Толстой.

Мемория. Алексей Толстой
 
Алексей Толстой

Личное дело

Алексей Константинович Толстой (1817 – 1875) был сыном графа Константина Петровича Толстого и Анны Алексеевны Толстой – внебрачной дочери министра народного просвещения графа Алексея Кирилловича Разумовского, которая получила дворянство и фамилию Перовская. Родился Алексей Константинович в Санкт-Петербурге. Вскоре после его рождения родители по неясным причинам разошлись. Мать покинула дом мужа и увезла шестимесячного ребенка в Черниговскую губернию в свое имение Блистава, а затем в Красный Рог Мглинского уезда – имение своего брата, Алексея Перовского. Алексей Перовский воспитывает его вместо отца.

Зимой 1826 года Алексей Толстой вместе с матерью и дядей возвращается в Петербург. Он попадает ко двору и становится «товарищем для игр» наследника – будущего императора Александра II. В доме дяде мальчик встречал многих литераторов, сам пробовал писать стихи с шести лет. Его регулярно возили за границу, особенное впечатление на него произвело путешествие по Италии в 1831 году. В Веймаре знакомится с Гете, в Риме – с Брюлловым.

В 1834 году Алексей Толстой был зачислен на службу, став «студентом» в Московском главном архиве министерства иностранных дел. Два года спустя он выдержал в Московском университет экзамен «по наукам, составлявшим курс бывшего словесного факультета», и был причислен к русской миссии при германском сейме во Франкфурте на Майне. В том же году умер Алексей Перовский, оставив ему все свое крупное состояние. В 1837 – 1840 годах Алексей Толстой находится на службе в Германии, Италии и Франции. В это время он начинает писать первые рассказы (по-французски).

В декабре 1840 года переведен во Второе отделение императорской канцелярии. Вел светскую жизнь: частые отпуска со службы, путешествия, балы, охота, мимолетные романы. Алексей Толстой и его двоюродные браться Алексей и Владимир Жемчужниковы были известны в Петербурге шалостями и розыгрышами. Современник описывал его как «красивого молодого человека, с белокурыми волосами и румянцем во всю щеку». В 1843 году получил придворный чин камер-юнкера, в 1845 – коллежского асессора, в 1846 – надворного советника.

Литературный дебют Алексея Толстого состоялся весной 1841 года, когда была напечатана его повесть «Упырь». Осенью следующего года в «Листке для светских людей» без подписи опубликовано его стихотворение «Серебрянка» («Бор сосновый в стране одинокой стоит…»). В конце 1840-х пишет баллады на темы русской истории, начинает работу над романом «Князь Серебряный».

Во время Крымской войны стал майором «стрелкового полка императорской фамилии». В боевых действия принять участия не смог, так как тяжело заболел в Одессе тифом, от которого вышла из строя половина полка. В 1856 году вызван в Москву на коронацию Александра II со штаб-офицерами своего полка и «назначен для принятия балдахинов в день коронования». Был произведен в подполковники и назначен флигель-адъютантом. Однако в это время Алексей Толстой стал тяготиться военной и придворной службой. Он попросил назначения менее обременительную должность егермейстера, в 1859 году добился бессрочного отпуска, а в 1861 году – полной отставки. «Служба, какова бы она ни была, глубоко противна моей натуре… Служба и искусство несовместимы…» – писал он тогда Александру II.

После отставки он подолгу жил или за границей, в Италии и в Франции, или в своих имениях Пустыньке под Петербургом и Красном Роге в Черниговской губернии. Здоровье его, когда-то богатырское, в 1860-х значительно пошатнулось. Его мучили астма, головные боли, приступы невралгии. В качестве лекарственного средства он регулярно принимал предписанный врачами морфий, к которому у Толстого, видимо, развилось привыкание. Умер Алексей Толстой 28 сентября (10 октября) 1875 году в Красном Логе, приняв слишком большую дозу морфия.

Чем знаменит

Алексей Толстой оставил выдающиеся произведения во многих жанрах: баллады, лирические стихотворения, поэмы, сатира, мистико-фантастические повести, исторические романы и драмы. Наибольшее признание получила драматическая трилогия «Смерть Иоанна Грозного» (1866, поставлена в 1867), «Царь Федор Иоаннович» (1868, поставлена в 1898) и «Царь Борис» (1870, поставлена в 1881), сквозным персонажем которой является Борис Годунов.

Значительную часть наследия Алексея Толстого читатели узнали лишь после его смерти. Например, написанные по-французски повести 1840-х годов La famille du vurdalak («Семейство вурдалака») и Le rendez-vous dans trois cent ans («Встреча через триста лет») сейчас включаются в число его лучших прозаических произведений. Долгое время неопубликованными оставались и многие сатирические стихи, читавшиеся при жизни автора лишь в узком кругу.

О чем надо знать

В 1850-х – начале 1860-х годов на страницах журналов «Современник», «Искра», «Свисток», «Литературный ералаш» и некоторых других появлялись стихи и другие произведения за подписью Козьма Прутков. За этим псевдонимом скрывались Алексей Толстой и его двоюродные братья Алексей, Владимир и Александр Жемчужниковы. В приписываемых Козьме Пруткову произведениях создавался целостный образ автора – самодовольного и ограниченного чиновника, исполненного благонамеренных мыслей и проектов. Например, Козьмой Прутковым был опубликован «Проект: о введении единомыслия в России». Для Козьмы Пруткова была сочинена биография, согласно которой он родился в деревне Тентелева Сольвычегодского уезда, служил в гусарах, потом перешел на гражданскую службу и в итоге стал действительным статским советником и директором Пробирной палатки при Министерстве финансов.

Прямая речь

Средь шумного бала, случайно,
В тревоге мирской суеты,
Тебя я увидел, но тайна
Твои покрывала черты.

Лишь очи печально глядели,
А голос так дивно звучал,
Как звон отдаленной свирели,
Как моря играющий вал.

Мне стан твой понравился тонкий
И весь твой задумчивый вид,
А смех твой, и грустный и звонкий
С тех пор в моем сердце звучит.

В часы одинокие ночи
Люблю я, усталый, прилечь —
Я вижу печальные очи,
Я слышу веселую речь;

И грустно я так засыпаю.
И в грезах неведомых сплю..
Люблю ли тебя — я не знаю
Но кажется мне, что люблю!
1851

Ходит Спесь, надуваючись,
С боку на бок переваливаясь.
Ростом-то Спесь аршин с четвертью,
Шапка-то на нем во целу сажень,
Пузо-то его всё в жемчуге,
Сзади-то у него раззолочено.
А и зашел бы Спесь к отцу к матери,
Да ворота не крашены!
А и помолился б Спесь во церкви божией,
Да пол не метён!
Идет Спесь, видит: на небе радуга;
Повернулся Спесь во другую сторону:
Не пригоже-де мне нагибатися!
1856

Звонче жаворонка пенье,
Ярче вешние цветы,
Сердце полно вдохновенья.
Небо полно красоты.

Разорвав тоски оковы,
Цепи пошлые разбив,
Набегает жизни новой
Торжествующий прилив;

И звучит свежо и юно
Новых сил могучий строй,
Как натянутые струны
Между небом и землей.

1858

Толстой воспринимал современность как прямое продолжение позорного «московского периода» истории. Славянофильской идеализации старинной русской самобытности он противопоставлял особое патриотическое западничество. По его убеждению, в древности Русь – и Киевское великое княжество и Новгородская республика – была близка к рыцарской и рыцарственной Западной Европе и воплощала высший тип культуры, разумного общественного устройства и свободного проявления достойной личности, но эти прекрасные национальные и одновременно международные качества погубило монгольское иго. Подход Толстого к истории – не социально-политический, а этический и даже эстетический. В письме к Б. М. Маркевичу от 26 апреля 1869 г. он грустит о настоящем при мысли «о красоте нашего языка… о красоте нашей истории до проклятых монголов и до проклятой Москвы, еще более позорной, чем самые монголы…». Уничтожение народного веча – по Толстому, гарантии личной свободы и чести для всех, – сопровождалось моральным распадом нации, который продолжает оставаться непреодоленным.
С. И. Кормилов

В личной жизни своей Толстой представляет собою редкий пример человека, который не только всячески уклонялся от шедших ему на встречу почестей, но еще должен был выдерживать крайне тягостную для него борьбу с людьми; от души желавшими ему добра и предоставлявшими ему возможность выдвинуться и достигнуть видного положения. Толстой хотел быть «только» художником. Когда в первом крупном произведении своем — поэме, посвященной душевной жизни царедворца-поэта Иоанна Дамаскина — Толстой говорил о своем герое: «любим калифом Иоанн, ему, что день, почет и ласка» — это были черты автобиографические. В поэме Иоанн Дамаскин обращается к калифу с такою мольбою: «простым рожден я быть певцом, глаголом вольным Бога славить… О, отпусти меня, калиф, дозволь дышать и петь на воле». Совершенно с такими же мольбами встречаемся мы в переписке Толстого.
С. А. Венгеров

Восемь фактов об Алексее Толстом

  • В молодости Алексей Толстой славится своей силой: «свертывал в трубку столовые ложки и вилки, вгонял пальцем в стену гвозди и разгибал подковы».
  • Фантастическую повесть «Упырь» Алексей Толстой напечатал под псевдонимом Краснорогский по названию своего имения.
  • Свою близость к императору Алексей Толстой неоднократно использовал, чтобы заступаться за литераторов, гонимых властями. Он хлопотал о возвращении из ссылки Тараса Шевченко, вступался за Ивана Аксакова, которому запретили редактировать газету «День», за Ивана Тургенева, привлеченного к делу о лицах, связанных с Герценом и Огаревым, а зимой 1864 – 1865 года заявил Александру II, что «русская литература надела траур по поводу несправедливого осуждения Чернышевского», хотя сам отнюдь не был сторонником революционных демократов.
  • Трагедия «Царь Федор Иоаннович», запрещенная при жизни Толстого, стала в 1898 году первой постановкой Московского Художественного театра.
  • Стихотворение «Средь шумного бала, случайно…», положенное на музыку Чайковским, стало одним из самых известных русских романсов. Считается, что поводом для создания стихотворения стала встреча Алексея Толстого с его будущей женой Софьей Андреевной Миллер. Другой известный романс на стихи Алексея Толстого «Колокольчики мои, цветики степный…» написал композитор Петр Булахов.
  • Лев Толстой приходился Алексею Константиновичу троюродным братом.
  • Дядя Алексея Толстого Алексей Перовский был писателем, выступавшим под псевдонимом Антоний Погорельский. Его повесть «Черная курица, или Подземные жители» была сочинена для маленького племянника.
  • Роман «Князь Серебряный» был экранизирован трижды. Еще в 1911 году был снят одноименный немой фильм. В 1991 году режиссер Геннадий Васильев снял фильм «Царь Иван Грозный», а год спустя появился фильм «Гроза над Русью» Алексея Салтыкова.

Материалы об Алексее Толстом

Статья об Алексее Толстом в русской Википедии
Алексей Толстой в проекте «Хронос»
Статья об Алексее Толстом в энциклопедии «Кругосвет»
Сочинения в электронной библиотеке Максима Мошкова


Источник