Мемория. Алексей Балабанов

25 февраля 1959 родился сценарист и кинорежиссер Алексей Балабанов. 

Личное дело

Алексей Октябринович Балабанов (1959–2013) родился в Свердловске. После окончания школы поступил на переводческий факультет Горьковского педагогического института иностранных языков. Окончив институт прошел двухгодичную офицерскую службу в армии. Опыт службы в военно-транспортной авиации позднее отразился в фильме Алексея Балабанова «Груз 200». Участник войны в Афганистане.

Вернувшись из армии в Свердловск в 1983 году, начал работать на Свердловской киностудии ассистентом режиссера. В 1990 году окончил режиссерское отделение Высших курсов сценаристов и режиссеров, где занимался на экспериментальном курсе «Авторское кино» Л. Николаева, Б. Галантера. В качестве дипломной работы снял документально-игровой фильм «Егор и Настя», в котором участвовали музыканты Свердловского рок-клуба Егор (Игорь) Белкин, Настя Полева и Вячеслав Бутусов. Жил и работал в Санкт-Петербурге.

Первым полнометражным фильмом Алексея Балабанова стала картина «Счастливые дни» по произведениям Самюэля Беккета. Она была снята при участии Студии первого и экспериментального фильма Алексея Германа. Затем последовала экранизация романа Франца Кафки «Замок» (1994). Фильм получил две премии «Ника» в номинациях «лучшая работа художника» и «лучшая работа художника по костюмам». В том же году Алексей Балабанов в первые выступил в качестве продюсера – в фильме «Исповедь незнакомцу».

Затем появляются три самых известных фильма Балабанова: два наиболее массовых, а между ними – самый «артхаусный». В 1997 году снят фильм «Брат», в 1998 – «Про уродов и людей», в 2000 – «Брат-2». В 2002 году вышел на экраны фильм «Война» – драматический боевик о чеченской войне, в котором были заняты Сергей Бодров, Ингеборга Дапкунайте, английский актер Иен Келли, а в главной роли дебютировал на большом экране молодой актер Алексей Чадов. В 2005 году Балабанов снял «беспредельную комедию» «Жмурки», а на следующий год – мелодраму «Мне не больно».

Полярные отзывы вызвал фильм «Груз 200», посвященный жизни в 1984 году. Одни критики называли картину лучшей работой Балабанова, другие обвиняли его в «чернухе». Фильм был снят с показа в некоторых кинотеатрах. «Груз 200» получил приз Гильдии российских кинокритиков на фестивале «Кинотавр». Следующим фильмом Алексея Балабанова стал «Морфий», снятый по мотивам рассказов Михаила Булгакова. Последние фильмы режиссера: «Кочегар» (2010) и «Я тоже хочу» (2012). Умер Алексей Балабанов 18 мая 2013 года в поселке Солнечное Ленинградской области.

Чем знаменит

Мемория. Алексей Балабанов
Алексей Балабанов

Широкую известность Алексею Балабанову принесла дилогия «Брат» и «Брат 2» о судьбе Данилы Багрова. В первом фильме вернувшийся с чеченской войны Данила приезжает из родного города в Петербург к старшему брату Виктору, который оказывается наемным убийцей. Пережив немало приключений, Данила расстается с братом и отправляется в Москву. Во втором фильме Данила отправляется в США, чтобы отомстить за убитого однополчанина. К нему присоединяется старший брат. Там они снова попадают в непростые ситуации, заставляют нечистоплотного бизнесмена вернуть деньги русскому хоккеисту и успешно уходят от преследования как украинской преступной группировки, так и американских полицейских. Историк кино Евгений Марголит писал о фильме «Брат» и его главном герое: «Не было, пожалуй, в отечественном кино 1990-х гг. другого фильма, который вызвал бы такой всплеск массового зрительского энтузиазма и столь энергичное отторжение у большей части киносообщества. Причиной тому становится центральный персонаж — единственный, кто в эту пору возведен зрителем в ранг Героя. Этот Маугли из провинциальных джунглей, с Чечней в качестве университетов за плечами и «пушкой» в руке, бьющей без промаха, — оказывается в исполнении Сергея Бодрова-младшего неотразимо, и потому пугающе, притягательным. Он не ведает сомнений и страха, четко делит мир на «наших» и «не наших», и оружие в его руках смотрится волшебной палочкой, с помощью которой герой всем воздает «по справедливости». Причем принцип сортировки по-детски элементарен. «Не наши» — это «черножопые» и бандюки, у них в услужении американские прихвостни. «Наши» — все остальные. С первыми герой беспощаден, со вторыми — по-рыцарски милосерден, невзирая на их вопиющие несовершенства».

О чем надо знать

Куда меньше известен фильм Алексея Балабанова «Про уродов и людей», хотя, возможно, это лучшее произведение режиссера. Замысел фильма у Балабанова возник еще в 1993 году, когда он был в Гамбурге на съемках фильма «Замок». «Времени у меня было полно, я гулял по городу и придумывал новый фильм. В эротических музеях рассматривал фотографии начала века. И мне понравилась идея: сделать кино о такой любви. Для нас как бы неестественной, но для моих героев единственно возможной», — рассказывал режиссер. Так появился сценарий «Тихие люди». Но так как сюжет казался весьма вызывающим (герои картины снимают порнографическое кино в Петербурге на рубеже XIX – XX веков), режиссер долго не мог найти средства на съемку фильма. Фильм «Про уродов людей» получил премии «Ника» в номинациях «лучший фильм» и «лучшая режиссура».

Прямая речь

По большому счету, учителей в кино не бывает. Ты приходишь со своим замыслом и сам его реализуешь. Кумиров у меня нет: любимых фильмов много, и все они очень разные. Я люблю кино профессиональное, странное и очень эмоциональное — чтобы энергия была. Мне нравятся совершенно разные фильмы совершенно разных времен — потому что каждому времени соответствует своя энергия.

Мне скучно снимать обычные драмы или мелодрамы. Я с детства писал рассказы — странные такие, радикальные. Вообще я всегда был против чего-то. Думаю, что этот пафос еще с советского времени у меня остался. Потому что когда-то я начинал с рок-н-ролла, снимал фильм про свердловских рок-н-ролльщиков в восемьдесят пятом году, когда их еще запрещали, и меня тогда давили, душили, пинали. И, собственно, отчасти кино мое — рок-н-ролльное.

Я не считаю свои фильмы эстетскими. Они просто не скучные. За исключением, наверное, «Счастливых дней», но тогда у жизни ритм был другой. Сегодня, конечно, этот фильм кажется слишком длинным, но эстетство здесь ни при чем. Кафка и Беккет нравились потому, что они не имели совершенно никакого отношения к реальному миру. Самое интересное для меня — это создать абсолютно искусственный мир с абсолютно реальными фактурами. Реальная фактура создает ощущение достоверности, и тогда условный персонаж вызывает у зрителей живые эмоции.

Алексей Балабанов (журнал «Сеанс» № 17/18)

5 фактов об Алексее Балабанове

  • Еще во время учебы на Высших курсах сценаристов и режиссеров Алексей Балабанов снял короткометражные фильмы «Раньше было другое время» и «У меня нет друга, или One step beyond», где приняли участие свердловские рок-музыканты.
  • В 1995 году Алексей Балабанов вместе с Дмитрием Месхиевым, Александром Кайдановским и Владимиром Хотиненко принял участие в создании киноальманаха «Прибытие поезда», посвященного 100-летию кинематографа, сняв новеллу «Трофим».
  • Свитер крупной вязки, который носил Данила Багров в фильме «Брат», купила художница Надежда Васильева в секонд-хэнде за 35 рублей
  • В 2001 году Алексей Балабанов снова удивил киноаудиторию, начав работать над проектом фильма «Река» («На краю земли») — о жизни в якутской деревне для прокаженных в начале XX века. Однако после автомобильной аварии в которой погибла исполнительница главной роли актриса Якутского Национального театра Туйара Свинобоева, проект был остановлен. Спустя год режиссер смонтировал отснятый материал в короткометражный фильм с закадровым комментарием недостающих сцен.
  • Уже начавшиеся съемки фильма «Американец» сорвались из-за запоя исполнителя главной роли Майкла Бина. Позднее Балабанов планировал все-таки снять фильм, переписав сценарий под Майка Тайсона, но этот замысел не был реализован.

Материалы об Алексее Балабанове

Статья об Алексее Балабанове в русской Википедии

Сайт памяти Алексея Балабанова

Алексей Балабанов в «Энциклопедии отечественного кино»

Статьи о творчестве Алексея Балабанова


Источник