Имитационные реформы Ильхама Алиева

Перестановки силовиков в Азербайджане свидетельствуют об их усилении и слабости президентской власти

На днях президент Азербайджана Ильхам Алиев произвёл перестановки в силовых ведомствах. Министр внутренних дел Рамиль Усубов освобожден от занимаемой должности и назначен секретарем Совета безопасности при президенте. Кресло министра внутренних дел занял Вилаят Эйвазов, который переместился на эту позицию с поста первого заместителя министра МВД. Мадат Гулиев, возглавлявший Службу госбезопасности, назначен министром военной промышленности, а его место занял Али Нагиев. Нагиев был начальником Управления по борьбе с коррупцией в Генпрокуратуре.

Решения Ильхама Алиева – классический пример «тасования кадров». «Силовики» сохранили главенствующие позиции, но поменялись друг с другом креслами. Возможности для маневров у президента ограничены. Он слишком зависим от «силовых министров» и стоящих за ними кланов, чтобы решиться на радикальное обновление кадров, выдвижение новых фигур. По сути дела, Алиев сохранил существующую конфигурацию власти лишь поменяв таблички на дверях кабинетов силовых министров.

«Тасование кадров» больше рассчитано на пропагандистский эффект.  Незадолго до кадровых решений президент подписал распоряжение о повышении размера минимальной зарплаты со 180 до 250 манатов, зарплат госслужащих, военных, сотрудников правоохранительных органов, учителей и других работников бюджетной сферы. Министерством труда и соцзащиты анонсировано также повышение размера трудовой пенсии на 25% с 1 октября сего года.

Власти рассчитывают, что принятые меры повысят покупательную способность населения, увеличат внутренний спрос, что приведет к росту ВВП. Однако внешне эффектного повышения зарплат недостаточно для того, чтобы оказать заметное влияние на социально-экономическую ситуацию в республике. Азербайджан нуждается в проведении системных реформ для ликвидации диспропорций в развитии между городом и деревней, между развитыми и отсталыми регионами, разрыва в доходах между сверхбогатыми и бедными.

Нефтегазовый экспорт остается главным источником пополнения госбюджета, а система распределения благ во многом сохранилась со времен правления отца нынешнего президента – Гейдара Алиева. Еще в советское время Гейдар Алиев, заняв пост первого секретаря ЦК компартии Азербайджана, под видом борьбы с коррупцией провел «чистки» и новые кадровые назначения, в результате которых сложился почти феодальный тип режима, управляемого кланами. Размах коррупции в республике в советские годы служил источником разговоров о дорогих подарках, которыми одаривал Гейдар Алиев генсека Леонида Брежнева.

После распада СССР государство было, по сути, дела приватизировано правящей верхушкой. Коррупция стала основой политического режима. Исследования политологов и социологов показывают, что в странах с коррумпированной элитой большинство населения живет бедно независимо от того, сколько денег поступает в экономику. Все дело в системе распределения доходов. В нулевые годы Азербайджан демонстрировал двузначные темпы экономического роста. Но это не привело ликвидации разрыва в доходах между богатыми и бедными. «Средний класс» в республике тоже не стал доминирующим по численности. Клановое устройство власти сдерживает развитие предпринимательства и создание новых рабочих мест. В результате около 1,2 миллиона азербайджанцев живут и работают за пределами свой родины. Они оказываются «лишними» в сырьевой экономике. Ведь на заработки уезжают энергичные, предприимчивые люди. По статистическим данным за третий квартал 2018 года Банка России в Азербайджан из России было переведено $259 млн.

По официальной статистике ВВП Азербайджана, по данным на январь текущего года, вырос на 2,9%. Источником роста по-прежнему остается продажа сырья. Но сохраняющееся десятилетиями политико-экономическое устройство страны закрепляет социальное расслоение.

Представленные как «реформаторские» шаги Алиева по повышению зарплат и перестановкам в силовых ведомствах, в реальности направлены на сохранение устойчивости сложившейся системы. «Реформы» носят имитационный характер. Задача состоит в том, чтобы, с одной стороны, обнадежить население во избежание роста недовольства. А, с другой стороны, продемонстрировать международным организациям и инвесторам, что Азербайджан идет по пути реформ. Имидж «реформатора» нужен Алиеву для привлечения дополнительных зарубежных инвестиций. Но сама система распределения доходов и устройство власти остаются неизменными. Для большинства азербайджанцев кардинально не изменится ничего. 

Юсиф Гулиев


Источник