Google. Перспектива возвращения в Китай

Издание Intercept опубликовало сообщение о том, что компания Google вынашивает планы по возвращению в Китай своего поисковика. Это сообщение произвело сильное впечатление на англоязычные СМИ, которые сразу вспомнили 2010 г., когда Google демонстративно ушел из Китая, заявив о неприемлемости цензуры. Цензуру предписывали тогда китайские власти. Теперь они тоже ее предписывают, но, по слухам, Google готов встроить все необходимые блокировки в китайскую версию своего продукта.

Google. Перспектива возвращения в Китай
 
Google China
keso s/flickr.com

В 2010 г. жест Google вызвал аплодисменты либеральной аудитории. По этому поводу публиковались длинные рассуждения о том, как юные технологические компании не хотят довольствоваться только прибылью, а стремятся также и к тому, чтобы их деятельность отвечала их ценностям. В качестве примера можно привести текст, опубликованный тогда на ресурсе openDemocracy (и переведенный на русский язык Полит.ру).

Планы Google по возвращению в Китай, пишет Financial Times, выглядят как уступка цензуре, из-за которой эта компания покинула Китай восемь лет назад. Теперь Google, по словам некоторых источников, снова стал инвестировать в Китай и собирается запустить там, помимо веб-поисковика еще и местное мобильное приложение, которое будет тоже цензурировать результаты. Всё это выглядит весьма драматично на фоне того, с каким шумом Google отказался в свое время работать в условиях цензуры.

Теперь цензуры в Китае стало еще больше, потому что ее начиная с 2013 г. последовательно ужесточал президент Си Цзиньпин. Главная поисковая система Китая Baidu цензурирует поисковые результаты по запросам, которые расцениваются как политически чувствительные. Изменение политики Google указывает на то, насколько за прошедшее время изменилось его отношение к китайскому авторитаризму.

Google. Перспектива возвращения в Китай
 
Си Цзиньпин
GovernmentZA/flickr.com

Вероятно, это связано с тем, что Китай в своей производственной стратегии до 2025 г. одним из приоритетов официально сделал исследования в сфере искусственного интеллекта. Для Google уже это может быть шансом и мотивацией увеличить свое присутствие в этой стране. Также Китай — это крупнейший рынок, не входящий сейчас в империю Google, что представляется большой потерей, так как, только по официальным данным, там насчитывается 752 млн. пользователей мобильного интернета. Признаки смягчения появились еще два года назад, когда генеральный директор Google Сундар Пичаи заявил, что его компания хотела бы послужить в Китае китайским пользователям.

Google. Перспектива возвращения в Китай
 
Сундар Пичаи
Maurizio Pesce/Wikimedia Commons

Планы Google по возвращению в Китай, пишет Wall Street Journal, ссылаясь на источник, пока далеки от завершенности и, возможно, никогда не воплотятся. Одним из главных препятствий может оказаться нежелание китайских властей пустить его на рынок. Но если всё же Google в Китай вернется, то это станет поводом для возмущения среди правозащитников, а также среди многих сотрудников Google.

На самом деле Google и так уже взаимодействует с Китаем — там запущены некоторые его приложения, в том числе приложение-переводчик. Также он сотрудничает с китайскими разработчиками и вкладывался в китайские компании. А история с возвращением поисковика всплыла в контексте нарастающей торговой напряженности между Китаем и США. Торговая конфронтация тоже может стать препятствием к возвращению.

WSJ подчеркивает, что ажиотаж вокруг возвращения выглядит несколько искусственно. В частности, он напоминает, что перед тем как уйти из Китай Googleне один год цензурировал там свой поисковик (начиная с 2005 г.). Параллельно с этим некоторые представители его руководства сетовали, что это противоречит главной цели компании — делать информацию «всемирно доступной и полезной». Но только в 2010 г. было принято решение о неприемлемости китайской цензуры.

Google. Перспектива возвращения в Китай
 
Xiaomi 
speedbug/flickr.com

В числе мотиваций Google к возвращению WSJ упоминает тот момент, что в последние годы там большую популярность получила операционная система Android. Однако это не тот Android, который распространяется под лицензией Google, а другая его версия. Пользуясь независимостью от Google, компания Xiaomi стала выпускать смартфоны, которые работают на их собственной версии «Андроида», а Google, таким образом, не получает от этого ничего, что ему, конечно, не нравитс


Источник