Флагман датского короля

Балтийское море отличается сравнительно низкой соленостью воды. И это его свойство очень радует подводных археологов. «Корабельные черви» – моллюски, разрушающие древесину, в такой воде жить не могут, поэтому у затонувших в Балтийском море старинных кораблей больше шансов сохраниться и быть обнаруженными. И немало таких находок уже было сделано.

Недавно международная группа подводных археологов, работающая в Балтийском море, сообщила о результатах нового сезона. Эти ученые исследуют затонувший корабль конца XV века, который, как они полагают, был флагманским кораблем датского короля Иоганна I и носил название Gribshunden.

Иоганн, или Ганс (1455 – 1513) унаследовал от своего отца Кристиана I не только датский, но также норвежский и шведский престолы, ведь три страны в то время был объединены Кальмарской унией. Но и Норвегия, и Швеция не были в восторге от датского главенства, и ко времени правления Иоганна уния уже трещала по швам. Если датским королем он стал в 1481 году, то Норвегия его признала лишь два года спустя, а шведский престол он официально занял лишь в 1497, причем Иоганну для этого пришлось разгромить в битве войско регента Швеции Стена Стуре. Но Швеция покорилась ему ненадолго, в 1501 году она вновь заявила о независимости, и до самой смерти Иоганна ему приходилось вести войны с непокорными шведами. Параллельно с усилиями по поддержанию Кальмарской унии Иоганн также воевал с немецкими ганзейскими городами – конкурентами датчан на Балтике. Жизнь Иоганна была беспокойной, на его долю выпали и громкие победы, и жестокие поражения, поэтому сильные армия и флот были ему необходимы.

 Флагман датского короля

Печать Иоганна I представляет его в качестве короля Дании, Норвегии и Швеции, но это в большей степени декларация, чем истинное положение дел

Для своего флота Иоганн выстроил достойный флагманский корабль. Название его известно в двух вариантах. Впервые корабль упоминается в письме короля от 16 мая 1486 года, где Иоганн пишет на латыни in navi nostra Griffone “на нашем корабле «Грифон» ”. В дальнейшем в списках датского флота этот корабль фигурирует или как «Грифон» (Griffen), или как Gribshunden, Gribshund, Gripshunden, Gripshund – эти названия можно перевести как «Грифонопёс». Некоторые исследователи утверждают, что это слово могло обозначать какую-то породу собак.

В 1495 году Иоганн отправился в Швецию, в тот самый город Кальмар, где ранее была заключена уния, чтобы провести переговоры с упрямым Стеном Стуре о признании в Швеции своей власти. Присутствие в гавани «Грифонопса» должно было символизировать военную мощь Дании и придавать дополнительный вес аргументам Иоганна.

По дороге в Кальмар королевский корабль стал на якорь в заливе у шведского города Роннебю. Ночью по неизвестной причине на корабле начался пожар и вскоре он затонул. По стечению обстоятельств Иоганна в тот момент не было на борту, и, как сообщают хронисты, он в отчаянии наблюдал гибель своего флагмана, стоя в лодке посреди залива. Но большая часть экипажа, составлявшего сто пятьдесят человек, погибла. Лишившись флагманского корабля, Иоганн все-таки продолжил свой путь в Кальмар, но не дождался там Стена Стуре в течение нескольких недель и вернулся назад. В итоге Стен Стуре получил два года передышки.

В 1970-х в Роннебю члены местного клуба аквалангистов обнаружили части затонувшего корабля на глубине десяти метров у островка Стора-Экём. Они не придали этому большого значения, поэтому археологи узнали о находке лишь в 2001 году. Тогда со дна подняли лишь некоторые детали корабля, а первая большая экспедиция к нему состоялась в 2013.

 Флагман датского короля

Обломки корабля на дне

Именно после нее археологи посчитали, что найденный корабль – этот тот самый королевский Gribshunden. Помимо общих соображений о достаточно крупном размере корабля (длина 35, ширина 7,5 метров) и географической локализации у них было два довода в подтверждение такой гипотезы. Во-первых, дендрохронологический анализ поднятых фрагментов показал, что корабль был построен из дубов, срубленных в северо-восточной Франции зимой 1482-83 годов. Это означает, что корабль, вероятно, был построен на верфях Фландрии или Нидерландов в течение нескольких последующих лет.

К тому же Gribshunden имел особую примету. Он был не только самым большим военным кораблем датского флота, он был построен по самому совершенному проекту. Его корпус был обшит досками встык, а не внахлест. Обшивка встык («карвель») была давно известна в Средиземноморье, а в морях Северной Европы преобладала обшивка внахлест («клинкер»), так что верхняя доска настилается на нижнюю. В XV веке карвель постепенно начал проникать на север, и в начале XVI века, например, в английском военном флоте уже не оставалось клинкерных кораблей. Победа обшивки встык над обшивкой внахлест была связана с тем, что прорезание пушечных портов в бортах, набранных клинкером, значительно снижало прочность корпуса, поэтому пушки на них размещали только на верхней палубе, из-за этого центр тяжести корабля становился выше, и он мог легко опрокинуться. Но вытеснение клинкерной обшивки растянулось в военных флотах балтийских стран на весь XVI век, а в момент постройки корабля Gribshunden карвельный набор был для Балтики новинкой.

 Флагман датского короля

Карвель (обшивка встык, вгладь) и клинкер (обшивка внахлест, вкрой)

Дополнительным аргументом стали пробы известкового строительного раствора из трюма корабля. Оказалось, что известь была добыта на датском острове Сальтхольмен, недалеко от Копенгагена. Если идентификация корабля верна, то это самый старый военный корабль, когда-либо найденный в водах Северной Европы. С ним может потягаться за этот титул разве что обнаруженный недавно у южных берегов Швеции пока еще остающийся безымянным корабль.

Найдены были и частицы древесного угля, что соответствует сообщению хроник о том, что корабль затонул в результате пожара. Частично сохранившиеся девять деревянных орудийных лафетов были подняты археологами и теперь демонстрируются в Музее лена Блекинге в городе Карлскруна.

 Флагман датского короля

Фрагменты пушечных лафетов в музее

Сезон 2015 года принес новые находки. Самой впечатляющей из них стала носовая фигура корабля. Брус весом 300 килограммов и длиной 3,4 метра завершается вырезанной на нем головой чудовища. Напоминает оно, скорее, не грифона, а крокодила с собачьими ушами. Из пасти торчит недоеденный человек (распространенный мотив в средневековой геральдике). Чтобы предотвратить растрескивание дерева на воздухе, носовую фигуру на несколько лет поместили в резервуар с пресной водой в лаборатории Музея лена Блекинге, а затем ей предстоит постепенная сушка.

 Флагман датского короля

Носовая фигура корабля извлечена из воды

Интересно, что изображение военного корабля с подобной носовой фигурой было процарапано кем-то на стене церкви в датском городе Себю. Рисунок датируется началом XVI века. Теоретически не исключено, что прихожанин изобразил флагман королевского флота. Корабль со сходным носовым украшением можно увидеть и на гравюре Ганса Гольбейна-младшего, созданной в 1532-1533 годах, уже после гибели датского флагмана.

 Флагман датского короля

Рисунок на стене церкви в Себю

Наконец, в нынешнем году подводные археологи работали в заливе близ Роннебю в течение трех недель. Находками стали якорные цепи, кабестаны, монеты, арбалетные болты, пистолет и бочонки из-под датского пива, изготовленного в 1495 году, и кости осетра.

 Флагман датского короля

Крышка пивного бочонка

Ученые надеются разыскать какие-либо уникальные вещи, связанные лично с королем Иоганном, что подтвердило бы идентификацию корабля. Надежда на это есть. Ведь на борту находился парадный гардероб короля с ценной одеждой и утварью. Некоторые обнаруженные предметы, возможно, действительно могли принадлежать Иоганну. Это кольчуга, оловянная тарелка и высокая кружка с гравировкой, напоминающей корону.

 Флагман датского короля

Кружка с затонувшего корабля

Обработка сделанных на дне находок продолжается, рассчитывают ученые и на новую добычу. «Мы надеемся, что сможем вернуться к дальнейшим исследованиям в следующем году — там еще так много тайн», – сказал участник экспедиции Брендан Фоли (Brendan Foley) из Лундского университета.


Источник