Facebook vs. WhatsApp: конфликт бизнеса и идеологии

СМИ продолжают наблюдать за судьбой крупных технологических приобретений. Только что в качестве значимого события обсуждалось решение компании Microsoft купить проект GitHub. В 2014 г. много шуму наделало приобретение «Фейсбуком» мессенджера WhatsApp за приблизительно $20 млрд. Теперь основатели WhatsApp поссорились с «Фейсбуком» и вышли из доли, оставив ему свой продукт и заплатив за выход $1,3 млрд. Wall Street Journal посвятил этому событию обстоятельный материал.

Разрыв, объясняют авторы, был вызван тем, что «Фейсбук» и WhatsApp не могли договориться о том, как повысить доходность приложения. «Фейсбук» настаивал на на бизнес-модели на основе рекламы. Для него прибыльность WhatsApp была очень болезненной темой с учетом того, сколько было вложено в его приобретение. Полемика о рекламе, в свою очередь, включает в себя разногласия по поводу приватности пользователей и возможностей монетизации огромной базы пользовательских данных.

Facebook vs. WhatsApp: конфликт бизнеса и идеологии
 
Детские игрушки со смартфонами / pixabay.com

Предрасположенность к конфликту в этой ситуации была с самого начала, отмечает WSJ. Оба создателя мессенджера крайне трепетно относятся к вопросам конфиденциальности, и коммерческие возможности сервиса для них были вторичны. «Фейсбук», напротив, стремится к капитализации, сопровождая это разговорами о том, как прекрасно, когда «бесплатное» приложение, живущее за счет рекламы, объединяет пользователей всего мира и помогает преодолеть «цифровой разрыв».

Первоначально была договоренность, что «Фейсбук» не вмешивается в политику купленного WhatsApp. Его штат в составе около 200 сотрудников был довольно автономен. Перемены начались в 2016 г., когда число его пользователей перевалило за миллиард. Тогда за использование приложения перестали брать плату (ранее оно стоило 99 центов). Тогда же на него начали давить, чтобы он увеличивал прибыльность.

На самом деле, оговаривают авторы, идеологические споры были не единственным фактором расхождений. Параллельно с ними накапливались и мелкие конфликты по линии корпоративной культуры. Например, команде WhatsApp не нравился шум на рабочем месте; также имели место трения с сотрудниками «Фейсбука» и недовольство размерами столов и качеством туалетов.

Facebook vs. WhatsApp: конфликт бизнеса и идеологии
 
Офис компании Facebook / flickr.com

Долгое время вся эта история не выходила в поле общественного внимания. Выходить она начала в марте, когда разразился скандал из-за данных «Фейсбука» и деятельности аналитической фирмы Cambridge Analytica. Тогда один из создателей WhatsApp Брайан Эктон начал у себя в Твиттере публично критиковать «Фейсбук». Это не только сделало назревающую ссору публичным достоянием, но и значительно ее усугубило.

А потом Эктон ушел из «Фейсбука», заплатив за это, по слухам, $900 млн. Его коллега Ян Кум, как ожидается, должен уйти в середине августа, и тогда он заплатит $400 млн. Когда «Фейсбук» купил WhatsApp, этот проект быстро развивался и уже на том этапе обгонял по числу пользователей «Твиттер». В настоящий момент это приложение насчитывает 1,5 млрд. пользователей. Эта сделка «Фейсбука» по-прежнему остается рекордно дорогой, почти в 10 раз дороже следующего по размерам его приобретения.

Facebook vs. WhatsApp: конфликт бизнеса и идеологии
 
Основатель WhatsApp Брайан Эктон / YouTube.com

В случае, если Кум тоже уйдет, WhatsApp будут возглавлять уже руководители из самого «Фейсбука». Их главной задачей будет сделать так, чтобы дорогостоящее приобретение все же окупилось. Это непростая задача, потому что для этого потребуется создать такую бизнес-модель, которая, с одной стороны, была бы прибыльной по меркам «Фейсбука», а с другой стороны, не отпугивала бы пользователей.


Источник