Дорожающие небеса

Цены на авиабилеты в России могут вырасти, предупредили вице-премьера Максима Акимова российские авиакомпании. Они просят принять меры против роста цен на топливо, при котором повышение цен на билеты станет неизбежным.

О возможности роста цен на авиабилеты вице-премьера предупредила Ассоциация эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ), в которую входит 27 ведущих российских авиакомпаний. Как передает информационное агентство РБК, в письме говорится что авиационный керосин уже в 2017 году стал одним из наиболее быстро дорожающим из всех видов топлива в России. Кроме того, рост цен продолжился и в 2018 году.

Дорожающие небеса
 
Билетная касса в аэропорту
Иванко Игорь/АГН «Москва»

«Текущая ценовая политика производителей авиационного керосина и топливозаправочных компаний может привести к тому, что авиакомпании будут вынуждены принять непопулярные меры компенсирующего характера через введение дополнительного к тарифам топливного сбора, что, безусловно, негативно скажется на доступности авиаперевозок для потребителей», — объяснили авиакомпании в обращении к вице-премьеру.

Ранее в печати широко обсуждалась тема роста цен на бензин, который действительно происходит очень быстро. По данным Росстата, только в конце мая цена на бензин в среднем по России выросла на 1,9%. В связи с этим 2 июля вице-премьер Дмитрий Козак рассказал в интервью телеканалу «Россия 1», что правительство договорилось с ключевыми нефтяными компаниями о фиксации цен на бензин и дизельное топливо. 

Дорожающие небеса
 
Дмитрий Козак
government.ru

«Мы встретились с крупнейшими нефтяными компаниями — тринадцать компаний. Они тоже граждане нашей страны, национальные компании. И они понимают, что сегодня, в летний период, это не только отражается на автолюбителях, простых гражданах. Это существенная финансовая нагрузка прежде всего на сельское хозяйство, на потребителей дизельного топлива. В целом нефтегазовая отрасль с пониманием относится к тому, что мы должны балансировать, мы нефтегазовая держава и должны учитывать интересы нашей экономики», — сказал он.

В то же время правительство решило досрочно снизить фискальную нагрузку в виде акцизов на бензин и дизтопливо, разрешив сократить его с 1 июня, а не с 1 июля.

Побеседовать с «Полит.ру» о происходящем на рынке топлива, в том числе авиационного керосина, и перспективах повышения цен на авиабилеты, согласился Сергей Пикин, глава Фонда энергетического развития. По его мнению, авиаперелеты могут подорожать даже в том случае, если правительству удастся добиться фиксация роста цен на топливо.

«Авиакеросин, как и другие нефтепродукты, подвержен ценовым колебаниям. Это точно такие же колебания, как те, что происходят на рынке бензина и дизельного топлива для автомобилей.

Дорожающие небеса
 
Заправка самолета
gazprom-neft.ru

Сейчас наблюдается всплеск продаж топлива за пределами страны — из-за того, что более выгодно продавать его туда, чем внутри России. И это правило верно для всех видов нефтепродуктов. Из-за этого предложение нефтепродуктов внутри страны снизилось, и их цена пошла вверх. Причем она пошла вверх даже еще без учета фактора повышения акцизов по бензину и по дизельному топливу в начале года.

По авиационному керосину ситуация точно такая же: выгоднее поставлять его за рубеж. С учетом курса рубля и высокой стоимости нефти нефтепродукты за рубежом оказываются значительно дороже, чем внутри страны. Поэтому топливные потоки в основном туда и устремились. Все это вызывает рост цен на топливо, а рост цен на топливо — это и гарантированное увеличение стоимости авиаперелетов. Здесь ничего не поделаешь.

Все, что обсуждается сейчас правительством в области возможных ограничений по ценам на топливо, — это фиксация, стабилизация цен. То есть речь об их понижении не идет. Максимум, что сейчас стремиться делать правительство, — это остановить их дальнейший рост.

Дорожающие небеса
 
Презентация нового терминала B к ЧМ-2018 в аэропорту Шереметьево
Иванко Игорь/АГН «Москва»

Безусловно, заключение неких договоренностей с нефтяниками на этот счет — это хорошо. Но чтобы ситуация была более плодотворной, возможно, придется также вводить какие-то дополнительные ограничительные меры. Как это было сделано, например, в 2011 году.

Допустим, можно увеличить экспортную пошлину, что сразу сделает экспорт менее выгодным. Или сделать более масштабным требование по обязательной продаже определенного объема топлива на внутренний рынок. Существуют разные варианты мер, которые можно принять, и правительство вводит их поэтапно: сначала самые простые; если это не подействует, меры расширят.

Означает ли это, что фиксация цен на топливо на его нынешнем уровне все равно приведет к повышению цен на авиабилеты? Да, такой исход весьма вероятен. Ведь относительно начала года стоимость топлива уже повысилась.

Единственное, что нужно отметить: сейчас идет летний сезон, он более активен с точки зрения перемещения пассажиров, и, возможно, за счет роста объема перевозок авиакомпании смогут какое-то время сдерживать рост цен на билеты.

Дорожающие небеса
 
Презентация нового терминала B и других объектов к ЧМ-2018 в аэропорту Шереметьево
Авилов Александр/ АГН «Москва»

Плюс вскоре начнется чемпионат мира по футболу, который пройдет в России. Думаю, что пока он идет, вряд ли стоит ожидать повышения цен на авиабилеты — авиакомпании будут стремиться сохранить их на прежнем же уровне. А вот после окончания чемпионата — уже в конце июля — вполне возможно повышение стоимости билетов на самолеты.

Да, перспективы не очень приятны, но таковы объективные обстоятельства. Потому что топливо является ключевым компонентом стоимости при перелете», — объяснил Сергей Пикин.


Источник