Отгадай, где правда, а где больные фантазии — рецензия на нашумевший Джокер

Отгадай, где правда, а где больные фантазии - рецензия на нашумевший Джокер

«Отгадай, где правда, а где больные фантазии» — рецензия на нашумевший «Джокер». Фото: Кадр из фильма с сайта компании Warner Bros

Вышедший в прокат в октябре 2019-го фильм «Джокер» бьет все кассовые рекорды. Несмотря на повышенную жестокость и рейтинг «R», из-за которого картину могут смотреть только лица от 18 лет, картина на своей родине собрала за первый уик-энд месяца рекордную сумму. По данным Forbes, картина собрала более 300 миллионов долларов притом, что она еще не демонстрировалась во многих странах. В России, как и в других странах мира, лента возглавила национальный прокат. О том, в чем феномен такой популярности фильма про превращение из клоуна-неудачника в маньяка-убийцу – в рецензии корреспондента ИА KrasnodarMedia Дмитрия Мирошникова.

«Готэм, начало 1980-х годов. Комик Артур Флек живет с больной матерью, которая с детства учит его «ходить с улыбкой». Пытаясь нести в мир хорошее и дарить людям радость, Артур сталкивается с человеческой жестокостью и постепенно приходит к выводу, что этот мир получит от него не добрую улыбку, а ухмылку злодея Джокера», – таков официальный синопсис картины, из которого совершенно невозможно понять, почему она обречена на успех.

Но, вместе с тем, успех был запрограммирован. Создатели смешали в одном флаконе неутихающую моду на супергероев комиксов с современным веянием популярности произведений про антигероев. Модной является и тема соотношения нормальности и безумия, которую создатели так талантливо раскрыли в ленте.

Еще один трендовый прием из современной киномоды – создание реалистичного мира для ранее культового сюжета. Авторы отказались от рассказа про суперспособности, вместо этого предложив реалистичную трактовку возникновения персонажа Джокера, ставшего одним из главных злодеев в мире Готэма.

Поэтому от каноничной истории «Джокера» фильм довольно далек. Но сознательная ставка на отказ от традиции, ради усовершенствования образа, дала свои плоды – зрители ногами и кошельками оценили неортодоксальную трактовку истории Джокера и других героев Готэма, в том числе – совсем юного Брюса Уэйна.

В то же время чувствуется, что режиссер фильма Тодд Филлипс сохранил некоторую стилистическую преемственность с другими воплощениями Джокера– например, с ролями Джека Николсона и Хита Леджера. Отвечать за воплощение в жизнь образа главного персонажа-злодея был выбран талантливый и в последнее время востребованный в Голливуде Хоакин Феникс, известный зрителям по фильмам «Тебя никогда здесь не было» и «Она». Со своей работой он справляется превосходно, изображая, как страдающий психическими расстройствами человек, все сильнее и сильнее погружается в пучину своего безумства. Кроме того, шикарную актерскую игру в очередной раз продемонстрировал и Роберт де Ниро, исполнив в фильме роль известного Телекомика.

Отдельная изюминка Тодда Филлипса – предложение зрителю сыграть в игру: «отгадай, где правда, а где больные фантазии». Сначала угадать довольно просто: вот Артур Флек смотрит телешоу со своей мамой и представляет себя его героем, а вот грёзы кончаются, и он снова оказывается в дешевой квартире. Но чем дальше идет повествование ленты, тем труднее определить, что герою лишь кажется, а что в реальности с ним происходит.

Порождённое им зло вполне реально и осязаемо. Тёмная сущность Готэма разрушает остатки нормальной личности Артура, а бушующий в городе экономический кризис трансформируется непреодолимым личным кризисом самого героя. Однажды, встав на сторону зла и безумия, он предпочитает идти до самого конца, понимая, что так ему куда легче ответить на давление общества, требующего от душевнобольного быть нормальным. Зло порождает зло и сумасшествие Джокера – лишь часть сошедшего с ума мира Готэма.

И это – еще одна изюминка фильма. Говоря о вопросах жизни и смерти, добра и зла, правды и лжи, нормальности и справедливости – авторы не морализируют, а дают возможность зрителю самому сделать выводы, лишь подводя его к ним через последовательность изложенных фактов. А лучшему восприятию картины способствует отлично подобранные музыка и визуальные изображения, талантливо сконструирована атмосфера тревожности.

Зло здесь является попыткой вершить справедливость – попыткой тупиковой и обреченной на провал, ибо зло как самоцель может лишь на некоторое время сплотить недовольных, но не может решить все их проблемы. На протяжении всего фильма герой погружается в жестокое мстительное безумие, которое ожидает заслуженной расплаты.

Впрочем, фильм «Джокер» – это лишь начало очередной версии длинного и запутанного изложения истории. Потерявшему своих родителей юному Брюсу Уэйну только предстоит стать стоящим на страже закона и справедливости Бэтменом. Новую версию противостояния культовых героев можно ждать в продолжении «Джокера», которое наверняка будет после столь громкого успеха.


Источник