Новые тарифы для всех отраслей планирует ввести Федеральная антимонопольная служба

Новые тарифы для всех отраслей планирует ввести Федеральная антимонопольная служба

Тематическая фотография. Фото: Александр Лященко, ИА PrimaMedia

21 мая, KrasnodarMedia. С 2020 года может начаться переход на новую систему госрегулирования тарифов для естественных монополий, рассказал заместитель руководителя ФАС России Сергей Пузыревский. Служба разработала законопроект, который призван полностью изменить подходы к формированию цен во всех отраслях экономики и ввести долгосрочные тарифы. Такой же срок — через два года — указан в проекте доклада президенту, подготовленного Минэкономразвития после заседаний рабочей группы по разработке законопроекта. При этом в Минстрое считают, что коммунальная отрасль не должна подпадать под общее регулирование, сообщает ИА KrasnodarMedia со ссылкой на газету «Известия».

Как рассказал замруководителя ФАС Сергей Пузыревский, законопроект «Об основах государственного регулирования цен (тарифов)» будет доработан и направлен в правительство с учетом поступивших предложений от органов исполнительной власти.

«Надеемся, что законопроект будет принят и к 2020 году заработает новая система тарифного регулирования», — отметил он.

В антимонопольной службе считают, что зафиксированные на несколько лет ставки станут экономическим стимулом для формирования эффективных бизнес-стратегий и увеличат поступления в бюджет. Как следует из текста документа, долгосрочный период ценового регулирования — в первый раз на три года, потом — на пять лет.

Как ранее пояснял замглавы ФАС Анатолий Голомолзин, долгосрочные тарифы нужны только для тех компаний и сфер, где отсутствует конкуренция. Например, для «Газпрома», который занимается перекачкой как своего газа, так и газа независимых компаний. Долгосрочного тарифа на передачу энергии пока не имеют «Россети» и «Росатом». Представитель «Россетей» отмечал, что компания знает о готовящихся изменениях и поддерживает инициативу перехода на долгосрочные тарифы — это позволит более эффективно планировать свою деятельность и строить современную сетевую инфраструктуру.

В проекте доклада президенту, который подготовило Минэкономразвития, также указано, что в случае принятия этого законопроекта в 2018 году переход на новую систему государственного регулирования цен «в полной мере может быть осуществлен с 2020 года».

Предлагается ввести долгосрочное тарифообразование с привязкой индексации к темпам инфляции (сегодня ФАС устанавливает тарифы раз в год), а также механизм долгосрочных контрактов между поставщиками и потребителями.

Документ предусматривает гарантии по сохранению экономии компаний от сокращения издержек для дальнейшего инвестирования в их проекты. Кроме того, планируется привлечь население к вопросам ценообразования — описать права советов потребителей для анализа деятельности госмонополий и компаний с госучастием при принятии решений по тарифам и утверждении инвестпрограмм.

В пресс-службе Минэкономразвития пояснили, что этот документ содержит систематизированные предложения, основанные на результатах деятельности рабочей группы по проблемам госрегулирования тарифов в инфраструктурном секторе. Правительство дало поручения ФАС и профильным министерствам проработать все предложения, указанные в проекте этого доклада.

Законопроект касается госмонополий в различных сферах — это и железнодорожные перевозки, и ЖКХ (тепло-, газо— и водоснабжение, водоотведение, электричество, обращение с твердыми коммунальными отходами). Также он направлен на естественные монополии, которые занимаются услугами в портах и аэропортах, почтовой доставкой, телефонной, радио— и телевизионной связью, транспортировкой газа, нефти и нефтепродуктов по трубопроводам, продукцией ядерно-топливного цикла и радиоактивными отходами.

Замглавы министерства строительства и ЖКХ Андрей Чибис рассказал, что за последние несколько лет в жилищно-коммунальной сфере уже выстроена система отраслевого законодательства. В том числе появились свои долгосрочные тарифы, утверждены тарифные формулы на весь срок концессии, что позволило обеспечить стабильность регулирования и приток частных инвестиций в отрасль. Принятие инициатив, которые объединят все сферы под одним регулированием, может оттолкнуть инвесторов от желания работать в ЖКХ — «и без того непростой и политизированной сфере», отметили в Минстрое.

«При этом мы считаем необходимым детально проработать точечные поправки, позволяющие устранить изъяны. Но мы также не согласны с необходимостью принятия отдельного закона о тарифном регулировании», — сказал Андрей Чибис.

Генеральный директор ассоциации «ЖКХ и городская среда» Алексей Макрушин также сомневается, что регулирование тарифов на столь разных рынках должно быть унифицированным. Он напоминает, что в ЖКХ, например, уже существовал федеральный закон «Об основах государственного регулирования тарифов организаций коммунального комплекса». Этот закон прекратил свое существование 1 января 2018 года, так как из него постепенно исключались газоснабжение, потом электроснабжение, позже — тепло и вода, а в конце концов и твердые бытовые отходы. Причина была в том, что всё регулирование уже прописано в отраслевых законах.


Источник