Кулибин из Краснодара изобрел и построил уникальную подводную лодку за 800 тысяч рублей

Артем Луспарян всю жизнь занимается изготовлением нестандартных вещей. Фото: из личного аккаунта Артема Луспаряна vk.com/id270880738

Краснодарский изобретатель сделал подводную лодку за 800 тысяч рублей. Изобретателю-конструктору Артему Луспаряну 60 лет, и всю жизнь он занимается изготовлением различного нестандартного оборудования — станков, которые не так просто купить — потому что массово их не делают. «Краснодарские известия» «КИ» побывали в мастерской, где претворяться в жизнь уникальные проекты.

«Исчезнувшая лодка

— Сейчас я работаю над станком для производства медицинских масок, — показывает изобретатель. — Заказчики поставили задачу — создать аналог в несколько раз дешевле китайского — тот стоит 4 миллиона рублей, а мой бюджетный: 700 тысяч.

Артем Луспарян по образованию физик, закончил политех, хорошо знает судостроение, разбирается в ракетной технике и авиации. Всему учился у родных: папа Артема работал мастеровым, а дедушка — корабельным плотником.

— Меня всегда тянуло к технике и науке, — признается Артем. — До 1991 года я занимался плавстредствами – делал шлюпки и катера, а потом решил работать на себя и реализовывать собственные идеи.

Возможность сконструировать подводную лодку появилась лишь спустя годы. Всего шесть лет назад его творение впервые погрузилось в воды реки Кубань.

— Лодку ту заказал краснодарский художник, — вспоминает Артем. — Он вложил деньги в ее изготовление — она обошлась ему примерно в 800 тысяч рублей. С этой работы я не имел прибыли — мне просто интересно было ее собрать и получить опыт.

Изобретатель корпел над подводной лодкой три года, поскольку работа велась с перерывами на другие проекты. Артем объясняет, что если бы занимался только лодкой, то ее изготовление заняло бы не более 8-9 месяцев.

— Это универсальная двухместная лодка. В надводном положении у нее высокая устойчивость благодаря балластным цистернам катамаранного типа. Они позволяют ей двигаться в шторм, — Артем наизусть помнит технические характеристики своего детища.

— У лодки в надводном положении от ватерлинии до среза люка 70 см, то есть она может погружаться, даже если море сильно волнуется. Глубина погружения — 100 метров. Правда, лодка имеет неплохой запас прочности. Грубо говоря, хоть она и рассчитана на 100 метров, при дальнейшем погружении разрушится только на глубине 250 метров. При этом развивает скорость 10 км в час, а весит 1800 кг. Что за красавица была! К сожалению, ее владелец умер в прошлом году. Где сейчас лодка, я не знаю.

Лодка имеет управление самолетного типа

Лодка имеет управление самолетного типа. Фото: из личного аккаунта Артема Луспаряна vk.com/id270880738

Подводный мир так близок и далек

Управлять подводной лодкой — дело нехитрое, уверяет Артем. Изобретатель придумал так, чтобы ее вести мог один человек. Она имеет управление самолетного типа (штурвал) и шесть двигателей, позволяющих разворачиваться на месте или плыть боком. Чтобы научиться погружаться и всплывать, хватит трех часов инструктажа. Гораздо сложнее добиться разрешения спустить лодку на воду.

— Для этого необходимо пройти несколько инстанций: получить заключение какой-нибудь организации, которая такие вещи строит (я обращался в Северное машиностроительное предприятие), сертифицировать лодку, после чего — решение за Роспотребнадзором. Это долгий процесс, но вряд ли возникнут проблемы, если творение действительно качественное и надежное.

Артем Луспарян признается, что с удовольствием взялся бы за подобные проекты: у него уже готовы 3D-модели более совершенных и крупных лодок. Он мечтает снять серию фильмов о подводном мире Черноморского побережья.

— Только в Цемесской бухте на дне лежит более 400 кораблей! Я долгое время занимался подводным плаванием и знаю поразительные места, съемки которых стали бы возможны с помощью подводной лодки. Аквалангист с одним баллоном может находиться на глубине всего 60 метров около 10 минут, а подводная лодка с одной зарядки системы жизнеобеспечения будет плавать 17 часов.

— Можете себе представить, какую площадь за это время удастся обследовать и что получится обнаружить под водой? Но это все пока просто мечты, поскольку нет инвестора, готового спонсировать такие разработки, — вздыхает Артем Луспарян. — Мы, изобретатели, головная боль любых директоров заводов и фабрик — сыпать идеями я могу хоть каждый день, но кто выделит на это нужные суммы?

В ожидании заказчиков, готовых подкинуть интересные проекты, Артем работает над бюджетными. Например, над беспилотником, который по желанию можно пилотировать. Это одноместный летательный аппарат, способный находиться в воздухе полтора часа — огромное время полета для такого устройства. Выносливость аппарата обеспечивается системой винтов, разработанных Артемом. А последние несколько месяцев изобретатель занимается источниками энергии.

Краснодарский изобретатель сделал подводную лодку за 800 тысяч рублей

Краснодарский изобретатель сделал подводную лодку за 800 тысяч рублей. Фото: из личного аккаунта Артема Луспаряна vk.com/id270880738

— У любого источника есть катод и анод. Спустя какое-то время работы батарейки анод разрушается. Я хочу сделать жидкие катод и анод, и тогда они не станут ломаться. Можно в качестве катода использовать морскую воду — получится двигатель, который будет крутиться в морской воде все время. В наше время подобные вещи вовсе не из области научной фантастики. Для таких изобретений нужно только время, которого у меня в запасе полно, и средства… Но это уже другая история», — сообщают «Краснодарские известия».

Больше уникальных работ мастера можно увидеть на его личной странице в соцсети «ВКонтакте».

В материале использовано фото из личного аккаунта Артема Луспаряна vk.com/id270880738.

Это новости Краснодара и Краснодарского края.


Источник