Как рост Краснодара убивает город — свои гипотезы выдвинул московский урбанист

Как рост Краснодара убивает город — свои гипотезы выдвинул московский урбанист. Фото: @sultanrr_krd, Типичный Краснодар, Инстаграм

21 марта, KrasnodarMedia. Московский урбанист Аркадий Гершман в своем блоге поделился гипотезами о том, как рост Краснодара убивает город. Урбанист нашел серьезные минусы в развитии городской среды в кубанской столице и объяснил почему рост населения и квадратных метров в новостройках не означает автоматического улучшения качества жизни. По мнению Аркадия Гершмана люди переезжают в Краснодар гонясь за комфортным климатом и возможностями, которые есть в кубанской столице, но при этом городские проблемы, имеющиеся здесь в избытке никуда не исчезают, а наоборот — стремительно множатся. Напомним, ранее урбанист раскритиковал новый парк в Краснодаре, построенный кубанским бизнесменом Сергеем Галицким, указав на ряд недостатков общественного пространства и вызвав тем самым бурную дискуссию в региональных пабликах соцсетей, сообщает ИА KrasnodarMedia.

Аркадий Гершман, урбанист из Москвы и автор блога «Город для людей» поделился своими соображениями на тему «Как рост Краснодара убивает город». Количественные показатели в виде квадратных метров в кубанской столицы не отражают улучшение городской среды, а рост населения не всегда означает улучшение человеческого капитала, заявил урбанист.

Сложные и дорогие системы рейтингов пока диковинка для российских городов, а недостаток и закрытость данных часто делают подсчёты невозможными. Между тем, уже сейчас на основе краснодарских проблем и опыта других городов можно предсказать будущие проблемы от бурного роста, убежден Аркадий Гершман.

«За последние пять лет население Краснодара выросло на 120 тысяч человек. Люди едут в столицу Кубани за комфортным климатом и возможностями – город удобно расположен, административный центр края, насыщен бизнесом и вузами, — написал в своем блоге Аркадий Гершман, — Пора глянуть на проблемы краевого центра.

Люди едут в столицу Кубани за комфортным климатом и возможностями

Люди едут в столицу Кубани за комфортным климатом и возможностями. Фото: @lexx_mustang, Типичный Краснодар, Инстаграм

Пробки и транспорт

У большинства людей есть один простой критерий роста города – пробок стало больше. В этом люди винят всех вокруг, только не себя и мэрию. Пробки возникают из-за большого числа машин и неэффективного общественного транспорта. Рецепт избавления от пробок давно известен и эффективно применяется последние полвека: одной рукой вводят платные парковки и дороги, а другой делают быстрый и доступный общественный транспорт. В Краснодаре же новые районы пытаются вывезти маршрутками, хотя в городе есть замечательный трамвай.

Краснодарский трамвай смог бы вывести людей из новых районов, но для этого его нужно туда продлить. Конечно же на это нет денег, поэтому город задыхается от пробок и нужно тратить больше денег на дороги и медицину. У нас очень любят бороться с последствиями, а не решать проблемы на корню.

Краснодарский трамвай смог бы вывести людей из новых районов, но для этого его нужно туда продлить

Краснодарский трамвай смог бы вывести людей из новых районов, но для этого его нужно туда продлить. Фото: Фотобанк МУП «КТТУ»

Даже если город найдёт в себе силы выделить деньги на трамвай, то его ещё нужно будет спроектировать и построить, это займёт несколько лет, а ежедневные проблемы с трафиком уже сейчас. Реальный способ быстрого решения на сегодня – пустить большие автобусы с троллейбусами, но есть проблема – они стоят в пробках. А стоять в пробке комфортнее в своей машине с музыкой и климат-контролем.

Несколько лет назад чиновники рискнули сделать выделенную полосу на одной магистральной улице, но через две недели стёрли разметку и сняли знаки – мэрия не подготовила людей и провалила общественную кампанию. После этого чиновники начали фантазировать канатным метрополитеном и делать всё возможное, лишь бы не повышать скорость и надёжность существующего общественного транспорта.

При этом в городе есть старые выделенные коридоры для общественного транспорта. Тут даже остановки расположены правильно на перекрёстках для комфортных пересадок. Очень не хватает билетов с бесплатными пересадками в течение определённого времени для развития потенциала пересадочной модели и повышения мобильности людей».

В Краснодаре есть старые выделенные коридоры для общественного транспорта, напомнил блогер

В Краснодаре есть старые выделенные коридоры для общественного транспорта, напомнил блогер. Фото: Антон Балашов

Маршрутка и городская электричка

«В Краснодаре чиновники взяли курс на борьбу с маршрутками, что очень хорошо, — продолжил блогер, — Маршрутки (не путать с микроавтобусами!) дают самый низкий уровень обслуживания и просто паразитируют на городе.

Естественно маршруточная мафия против и ставит палки в колёса, но город тоже «молодец» – иногда замена маршруток не справляется с потоком пассажиров. Москва тоже это проходила на этапе реформирования наземного транспорта.

Ещё в городе обсуждают запуск городской электрички. Пока всё упирается в грузовые составы, но скоро должны построить обход города и останутся только проблемы в головах. Общественные организации пока ждут опыт Москвы с ж/д диаметрами, но каркас городской электрички смог бы дать колоссальный рывок для развития города без зависимости от машин. Пути уже есть».

В Краснодаре чиновники взяли курс на борьбу с маршрутками, что очень хорошо, убеждет урбанист

В Краснодаре чиновники взяли курс на борьбу с маршрутками, что очень хорошо, убеждет урбанист. Фото: Пресс-служба администрации Краснодара

Платная парковка


«Город попытался ввести платную парковку. С одной стороны это отлично – спрос на пользование личными машинами нужно контролировать и параллельно подтягивать общественный транспорт. Платные парковки даже появились в спальных районах! С другой стороны, всё получилось как всегда – парковки не работают, — написал урбанист, — Парковки делали в частно-государственном партнёрстве, поэтому инвестор тоже ничего не получил, а горожане получили забитые улицы.

Платные парковки делают для регулирования спроса и предложения, чтобы каждый смог найти место в нужном квартале. Плата отсекает любителей приезжать на работу на машине, давая возможность припарковаться на 15 минут, час-два кому это действительно нужно. Это снижает перепробеги транспорта и улучшает ситуацию с движением, а ещё снижает количество нарушений.

Ещё платные парковки разрешают социальное неравенство. Постройка и обслуживание парковочных мест стоит денег, которые обычно берут из общей казны. Только в итоге получается, что часть налогов семьи без машины или бабушки идут на чистку и разметку парковки, но воспользоваться они ей не могут. Плата с водителей повышает стоимость владения машиной, но зато кто пользуется – тот и платит.

Многие предлагают оставить парковку бесплатной, но жёстче следить за нарушениями. Такой подход не работает из-за малой оборачиваемости мест – людям просто некуда встать, если они приехали позже охранника из ближайшего банка. В итоге водители кидают машину на тротуаре, газоне или вторым рядом банально из-за отсутствия мест.

Пока нормально работают только парковки со шлагбаумами. Контролёр парковки с пистолетом – явление чисто российское. В городе же тем временем процветает захват целых улиц под парковки»

По мнению блогера, платные парковки отсекают любителей приезжать на работу на машине

По мнению блогера, платные парковки отсекают любителей приезжать на работу на машине. Фото: Александр Хитров

Велосипедисты


По мнению Аркадия Гершмана, в Краснодаре есть хорошие условия для развития велодвижения: город компактный, плоский, комфортный климат.

«Казалось бы – все карты в руки для велосипедизации! Краснодар мог бы стать российским Амстердамом, если бы не криворукость чиновников, — высказал свою точку зрения блогер, — В какой-то момент город начал делать дорожки по методу «побольше краски на тротуар». Конечно же это не велоинфраструктура, а её имитация с элементами вредительства – у пешеходов просто отняли часть пространства! Дорожки обычно делают вместо газона или за счёт сужения проезжей части, часто не обязательно убирать парковку или полосы движения – достаточно просто убрать «жирок» с полос.

В какой-то момент город начал делать дорожки по методу «побольше краски на тротуар». Конечно же это не велоинфраструктура, а её имитация с элементами вредительства – у пешеходов просто отняли часть пространства! Дорожки обычно делают вместо газона или за счёт сужения проезжей части, часто не обязательно убирать парковку или полосы движения – достаточно просто убрать «жирок» с полос.

Единственное комфортное место города для людей на велосипедах – центральная улица Краснодара и только по выходным. Вечером пятницы на улицу ставят бетонные кадки с растениями, а по центру появляется велополоса. Наконец-то велосипедисты могут «телепортироваться» из своих домов до Красной и покататься взад-вперёд!

В Краснодаре есть хорошие условия для развития велодвижения, считает урбанист

В Краснодаре есть хорошие условия для развития велодвижения, считает урбанист. Фото: Мария Оленникова

Пешеходы


Каждый из нас пешеход, даже автомобилист и велосипедист. Поэтому по качеству, удобству и безопасности улиц судят о комфортной среде в городе для всех жителей. Когда-то в Краснодаре делали неплохие улицы!».

Некоторые моменты получились плохо, считает урбанист, как, например, на центральной улице города, где «с каждого столба на тебя орёт динамик с попсой, а на перекрёстках светофоры комментируют каждое действие – от этого больше шума, чем от машин».

«Раньше на улицах ставили столбики, а сейчас перешли на заборы. Запомните простое правило: забор – признак неправильной улицы и ошибок проектировщика! Попытка обезопасить водителей от выходящих пешеходов приводит к росту скорости вне часа пик и более серьёзным авариям. К тому же люди продолжают переходить в разрывах – куда эффективнее делать наземные пешеходные переходы в удобных местах. Такой забор в случае наезда превращается в шрапнель и убивает всех вокруг. Во многих городах России уже есть жертвы от заборов», — отметил блогер.

По качеству, удобству и безопасности улиц судят о комфортной среде в городе для всех жителей

По качеству, удобству и безопасности улиц судят о комфортной среде в городе для всех жителей. Фото: Юлия Никитина

Что делать и что с архитектурой

«Мэрии Краснодара вместе с губернатором пора взять листок бумаги и посчитать столбиком площадь города, количество жителей, эффективность разных видов транспорта по занимаемой площади и затратам на создание инфраструктуры с её обслуживанием, — подвел итоги «исследования» Аркадий Гершман, — Только в этом случае появятся выделенные полосы, новые линии трамвая в спальные районы, удобные билеты, велодорожки и наземная электричка. Пробки сами по себе не пропадут, а мечты о канатке стоит оставить художественным писателям. Обычно в каждом городе существует генплан, который носит косметический характер и служит для застолбления земель для нужных людей, Краснодар не исключение. Сегодня отчётливо видна бездумная застройка полей без понимания общего вектора развития города с планированием хотя бы на пять лет вперёд. Будущие поколения жителей и чиновников будут очень рады транспортным и социальным проблемам от «человейников» без транспорта на окраинах».

Пробки сами по себе не пропадут, наоборот, их будет больше

Пробки сами по себе не пропадут, наоборот, их будет больше. Фото: @urbanblacck, Типичный Краснодар, Инстаграм

«Об архитектуре и наследии Краснодара поговорим ещё в следующем посте – там тоже всё печально», — добавил в завершение урбанист.

Напомним, как ранее сообщало ИА KrasnodarMedia, урбанист из Москвы Аркадий Гершман посетил столицу Кубани и, осмотрев парк у футбольного клуба «Краснодар», указал на ряд недостатков общественного пространства. Активисты общественного движения «Городские решения» привели в ответ свои контраргументы.

Горожане же восприняли «критику» со стороны урбаниста неоднозначно и развернули в соцсетях бурную дискуссию: одни пользователи считают, что, московский «критик» действительно выявил существенные «минусы» парка, другие – уверены, что придирки к еще строящемуся объекту неприемлемы.

@lexx_mustang, @alinaa_kalashnikova, @urbanblacck, Типичный Краснодар, Инстаграм, https://www.instagram.com/tipichkrd.

Это новости Краснодара и Краснодарского края.


Источник